Мониторинг и оценка, исследования, проведение тренингов, разработка стратегий

imgНесколько мыслей о современном состоянии неправительственного сектора.


Сергей Гуляев генеральный директор ОФ «Десента»

Данная статья имеет целью сделать краткий обзор текущего положения вещей в неправительственном секторе нашего государства и Павлодарской области, в частности.

Многое изменилось за несколько последних лет во взаимоотношениях государства и НПО, но попробуем быть конкретными. Прежде всего, следует отметить, что количественный рост НПО заметно снизился. Если еще в 2004-2005г.г. практически каждую неделю в нашем офисе появлялись новые инициативные группы, которые хотели бы создать свою организацию, то, начиная с 2006г. эта тенденция изменилась. На протяжении последнего года инициативные группы появляются в среднем один раз в месяц, причем, далеко не все из них затем принимают решение о создании своей НПО.

Следующий аспект – мотивы создания НПО. Если раньше причины, побуждающие граждан регистрировать свои организации, условно можно было разделить на две: первая – это желание решить насущную проблему, которая волнует человека или группу лиц; вторая- желание заработать, получив от кого-то пресловутые «гранды» (искажение допущено сознательно – Авт.). К настоящему времени мотивы, двигающие лицами, создающими свои НПО, значительно разнообразились. Конечно, две причины, указанные выше, никуда не исчезли, и до сих пор есть желающие решать насущные социальные проблемы, равно как и товарищи, ожидающие «по легкому денег получить». Но появились варианты. Масса людей, особенно из сельской местности, введена в заблуждение относительно сути деятельности НПО. Зачастую им кто-то из госструктур посулил финансирование через госзаказ, пообещав примерно следующее: «Ты свое НПО открой, а я тебе с деньгами помогу, по ценовым работать будем, деньги небольшие, но легкие – делать особо ничего не придется». И вот, идет вереница окрыленных сельчан, чтобы получить «типовой устав для НПО». Надо отметить, что для третьего сектора, а особенно для государства, такой подход губителен – он прививает традиции, присущие для взаимоотношений заказчика с коммерческим подрядчиком (откаты, отмывание и т.п.). Присутствует тенденция роста НПО, приспособленных работать под конкретный отдел/управление/министерство, при этом заботы о качестве услуг, об удовлетворенных получателях этих услуг нет ни у подобных НПО, ни у их заказчиков.

В числе новых мотивов создания собственных НПОшек появились: осознанное желание самореализации и творчества, карьерного роста, возможность работы с международными организациями, повышение экспертного и научного потенциала, и это нормально, это новый уровень развития сектора. Действительно, деятельность в НПО дает широкий спектр возможностей, далеко не все из которых используются.

Из этой тенденции следует также факт расширения направлений деятельности некоммерческих организаций. К традиционным направлениям (работа с молодежью, права лиц с ограниченными возможностями, профилактика наркомании, экология и т.д.) добавляются очень специфичные, например: деятельность в сфере интеллектуальных услуг и ИКТ, управленческого консалтинга, специфичных медицинских и оздоровительных услуг, ремесленное производство и т.п.

С точки зрения объема финансирования услуг, оказываемых НПО, можно отметить, что в Павлодарской области в денежном выражении объем таких услуг составляет порядка 600 млн. тенге в год. Это очень примерные суммы, т.к. трудно свести воедино все суммы, которые НПО получают в виде соцзаказа, грантов от иностранных и международных организаций, спонсорской помощи. Относительно источников финансирования также наблюдается изменение соотношения источников, так, на первое место выходит государство, второе по-прежнему занимают зарубежные гранты, последующие места занимают собственные услуги и спонсорская помощь. Это существенные изменения, поскольку всего 2-3 года назад ситуация была диаметрально противоположная.

Традиционный аспект анализа – это уровень и характер взаимодействия власти с НПО.
Из года в год, начиная с 2004г., в нашей области проводятся форумы НПО, на которые приглашаются все НПО региона, в них принимает участие аким области. Итоговым документов Форума является его резолюция, в которой отражаются все проблемные вопросы, поднимаемые НПО. Аким области также дает поручения по исполнению этой резолюции. Однако на протяжении последних двух-трех лет содержание резолюций практически не меняется, т.е. из года в год НПО поднимают одни и те же вопросы, которые годами не решаются. Поэтому в отношениях НПО и власти наблюдается парадоксальная картина – очень много взаимодействия, много ежедневной работы, НПО присутствуют на различных заседаниях, встречах и т.д. и т.п. Но при этом основополагающие вопросы не решаются. Примеры таких вопросов: помещения, переданные из коммунальной собственности некоторым НПО, прозрачность процедур госсоцзаказа, общественная экспертиза госпрограмм, создание фонда местного сообщества, увеличение количества дворовых клубов, использование администраторами 148 бюджетной спецификации, создание ресурсного центра для НПО региона и т.д. Необходимо указать, что в 2008г. ни по одному из вышеуказанных вопросов серьезных шагов, направленных на их решение, предпринято не было. Можно привести еще один факт, который не лучшим образом характеризует процесс взаимодействия НПО и власти. Во время Форума 2008г. аким области в своем выступлении обратился к НПО, точнее – к Гражданскому альянсу, с предложением взяться за решение конкретного вопроса – реформирование системы жилищно-коммунальных отношений. Была обещана поддержка, также было предложено встретиться по данному вопросу отдельно. Альянс с энтузиазмом взялся за эту работу и в июне 2008г. обратился в адрес акима с просьбой о встрече по вышеуказанному вопросу. После двух месяцев молчания нами было направлено повторное обращение в адрес акима. До момента смены акима области в октябре 2008г. мы так и не получили ни письменного, ни устного ответа из акимата. Что ж, тема ЖКХ не утратила для нас свою актуальность, просто теперь мы уже не рассчитываем на помощь акимата.
Общая тенденция такова, что руководители отдельных отделов/департаментов/управлений зачастую не хотят брать на себя ответственность по решению каких-то конкретных вопросов, поэтому решение, в конечном итоге, замыкается на руководстве области.

Таким образом, на мой взгляд, 2009 год является во многом определяющим для организаций третьего сектора в нашем регионе. В этом году должны произойти какие-то позитивные изменения, которых ждут наши НПО. Примерные направления этих изменений наметились уже к концу первого полугодия. Во-первых, речь идет о мониторинге исполнения социального заказа организациями, которые получили госсоцзаказ от областных и городских госструктур. Некоторые подвижки в этом направлении уже есть, очевидно, к концу 2009г. мы получим результаты такой работы, которые позволят сделать выводы о качестве услуг, оказываемых нашими НПО. Второе направление -это общественная экспертиза. Несмотря на то, что предложение Гражданского альянса о взаимодейстии с городким маслихатом поддержано не было, общественная экспертиза будет работать. К концу 2009г. мы увидим результаты такой работы, т.е. будет сделано несколько пилотных экспертных заключений и рекомендаций для администраторов программ.

Говоря о перспективах развития НПО, можно с уверенностью сказать, что развиваться будут (именно развиваться, а не просто выживать) организации, которые не зависят от одного источника финансирования (будь то соцзаказ или гранты), которые могут предложить населению качественные услуги, которые готовы что-то делать сами, не ожидая помощи со стороны.

img

Май 10, 2015