Мониторинг и оценка, исследования, проведение тренингов, разработка стратегий

imgЭффективное использование социальных инвестиций — необходимое условие устойчивого развития региона

Эффективное использование социальных инвестиций — необходимое условие устойчивого развития региона

Проект «Эффективное использование социальных инвестиций — необходимое условие устойчивого развития региона», реализуется при поддержке Посольства Королевства Норвегия в Казахстане.

Срок реализации: август 2012 — февраль 2013 г.г.

Цель проекта — создание условий для эффективного использования социальных инвестиций промышленных и добывающих компаний, а также бюджетных средств, способствующих устойчивому развитию Павлодарского региона.

Павлодарская область является одним из лидеров по промышленному производству, а также по добыче и переработке твердых полезных ископаемых. В области расположены такие крупные производства как: «Богатырь Комир», «Майкаинзолото», «Казахмыс», «Евразийская Энергетическая Корпорация», «Алюминий Казахстана», «Казахстанский Электролизный Завод», «Павлодарский нефтехимический завод», «Аксуский Завод Ферросплавов», «Казэнергокабель», «Каустик» и другие. Область производит около 40% угля и электроэнергии страны. Каждый год открываются новые производства. При этом, очевидно, что на сегодняшний день промышленное развитие и производство являются более приоритетной задачей для государства, нежели охрана окружающей среды и применение новых технологий; ощущается недостаток в информации о состоянии окружающей среды; население практически не участвует в принятии решений о строительстве новых промышленных производств, ухудшается экологическая обстановка, растет социальная напряженность. Добывающие и промышленные предприятия, а также местные власти направляют огромные социальные инвестиции в развитие регионов, которые также зачастую не согласовываются с местным населением и, возможно, не основаны на их потребностях, то же можно часто отнести к формированию местных бюджетов. Гражданское общество Казахстана постепенно усиливает свое влияние на изменение ситуации, но такое влияние пока еще незначительно.

Предлагаемый проект направлен на решение сразу нескольких проблемных вопросов современного общества, которые характерны как для страны в целом, так и для отдельной территории, в частности –

Павлодарской области:

1.Повышение уровня осведомленности общества о социальных инвестициях добывающих и крупных промышленных предприятий Павлодарского региона.

2.Разработка схемы взаимоотношений гражданское общество – государство – бизнес, способствующей эффективному использованию имеющихся ресурсов, в частности – социальных инвестиций, для устойчивого развития региона.

3.Повышение уровня гражданского участия в процессе принятия местных властных решений.

4.Усиление потенциала организаций гражданского общества в регионе.

Проект можно разделить на три этапа:

ЭТАП 1 – Исследовательский. На данном этапе по примеру Восточно-Казахстанской области мы планируем провести социологическое исследование относительно выявления так называемых «зон напряженности», существующих в обществе. Одновременно мы запросим информацию во всех крупных добывающих и промышленных предприятиях о том, какие социальные инвестиции были ими сделаны за последние 3 года, какие планируются, в какие сферы, на чем основывались предприятия при принятии решений о сферах инвестирования. Следующий шаг – это анализ выявленных нами зон напряженности и того, насколько действующие государственные и местные бюджетные программы, а также социальные инвестиции предприятий сопоставимы с реальными проблемами, тревожащими население региона. В результате этой деятельности мы получим: 1) Аналитический отчет по выявленным зонам напряженности; 2) Отчет о социальных инвестициях предприятий региона (либо, в случае, если предприятия не станут отвечать на запросы – мы получим Отчет об уровне открытости промышленных и добывающих предприятий области); 3) Отчет по сравнительному анализу «зон тревожности» и направлений государственного и частного финансирования. Все эти отчеты войдут в итоговый отчет по проекту, содержащий перечень рекомендаций.

ЭТАП 2 — Эдвокаси. Эта фаза проекта предполагает информирование заинтересованных сторон о результатах исследования. В частности, мы планируем использовать возможности IT, которые не затратны, но обеспечивают широкое информирование активной части населения. В частности, речь идет о размещении информации на сайтах, использование е-рассылок, социальных сетей, блогов. На этом же этапе мы планируем провести так называемую «стратегическую встречу», на которую будут приглашены представители всех крупных производств, местной исполнительной власти, маслихатов, НПО, СМИ, а также эксперты из других регионов. Мы планируем привлечь экспертов из Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Мангистауской областей. Встреча будет посвящена презентации исследования и инициации процесса стратегического планирования деятельности по созданию эффективной модели социального партнерства в целях устойчивого развития региона. В результате мы рассчитываем: 1) Повысить уровень осведомленности заинтересованных сторон относительно существующего положения вещей и возможных перспектив устойчивого развития региона; 2) Вовлечь все местные заинтересованные стороны в процесс стратегического планирования по созданию эффективной модели социального партнерства в целях устойчивого развития; 3) Разработать рабочий план практических действий.

ЭТАП 3 – Обучающий. На этом этапе предполагается решить только одну задачу – повысить потенциал представителей организаций гражданского общества в сфере аналитических исследований, оценки программ, экспертизы решений, принимаемых местными органами власти. Для этого предполагается провести Школу общественного эксперта-аналитика.

В итоге мы планируем получить модель взаимоотношений, которая будет включать в себя следующие компоненты:

1) Регион регулярно проводит «социальный маркетинг» — исследования, направленные на выявление тревожных зон и потребностей населения;

2) социальные инвестиции направляются с учетом данных, полученных в результате таких исследований»;

3) НПО и общественные эксперты привлекаются при выработке решений местными органами власти и предприятиями (по социальным инвестициям);

4) НПО и общественные эксперты делают оценку эффективности социального инвестирования;

5) Весь процесс сопровождается освещением в СМИ и доводится до населения региона. При таком подходе данный проект имеет хорошие показатели для его дальнейшей устойчивости.

img

Май 27, 2013