Мониторинг и оценка, исследования, проведение тренингов, разработка стратегий

imgПродвижение системы мониторинга и оценки государственного социального заказа.

Продвижение системы мониторинга и оценки государственного социального заказа.

С момента принятия Закона о государственном социальном заказе в Казахстане прошло более семи лет. В течение этого времени Закон систематически обсуждался, подвергался критике, в него вводились поправки, изменения с целью его совершенствования. ОФ «Десента» был одним из инициаторов продвижения возможности оказания социальных услуг НПО через госсоцзаказ, как на национальном, так и на республиканском уровне. Взаимодействуя в качестве Поставщика социальных услуг с государственными структурами, в частности, с Управлением внутренней политики области, а также со многими НПО-участниками этого процесса, мы видим ряд проблемных ситуаций, возникших в связи с реализацией госсоцзаказа на местном уровне:

1. Отсутствие прозрачности госсоцзаказа. Ежегодно государственные органы говорят об увеличении финансирования госсоцзаказа. Тем не менее, отсутствует полная информация о поставщиках услуг, суммах, качестве реализации и внешнем воздействии программ и проектов, реализованных в рамках госсоцзаказа.

2. Система отбора победителей пока ориентирована всего лишь на один критерий — цена,, указанная потенциальным поставщиком. Другие важные критерии, такие как: опыт, квалификация, наличие материально-технической базы и т.д., на данный момент во внимание практически не принимаются.

3. Присутствует система демпинга со стороны поставщиков, которая позволяет применять недобросовестную конкуренцию, снижая цену заявки ниже критического уровня. Поэтому участие непрофессиональных, а также квази-НПО, у которых, как правило, низкое качество оказываемых услуг, возрастает год от года.

4. Следует отметить, что при существующих процедурах сформировано поле для коррупции, система «откатов» перешла из системы государственных закупок и в социальный заказ.

5. Процедуры закупок, в частности, конкурсная документация, отчетность и т.д., не содержат требований по описанию проблематики, не предполагают наличие качественных индикаторов и критериев оценки деятельности (полностью отсутствуют планы МиО), не ориентирует Поставщиков на качественный результат.

Все перечисленные выше ситуации дискредитируют саму идею государственного социального заказа, так как не позволяют провести анализ и оценку социального эффекта и влияния на внешнюю среду, эффективно решать социальные общественные проблемы.

Одним из способов повысить эффект от реализации ГСЗ на местном уровне и исключить случаи недобросовестного подхода НПО к реализации ГСЗ мы видим внедрение общественного контроля за его исполнением через повышения значимости и профессионализации системы мониторинга и оценки ГСЗ. Возможности и потенциал системы МиО еще мало изучен, и не до конца понят как самими НПО, так и государственными структурами. В рамках нашего проекта мы предлагаем сделать анализ реализации ГСЗ в 5 профильных госучреждениях, помочь им определить проблемные зоны, обучить совместно с НПО разработке критериев, индикаторов при планировании МиО. Итогом деятельности в рамках проекта мы видим сформированные лоты по проведению МиО реализации Закона о государственном социальном заказе в 5 государственных профильных учреждениях, подготовленный «пулл» оценщиков, использующих новые системные подходы в МиО. И, как следствие, повышение качественного уровня оказания социальных услуг через ГСЗ.

img

Май 20, 2007