Мониторинг и оценка, исследования, проведение тренингов, разработка стратегий

imgИтоговый доклад — 1.3. Порядок рассмотрения обращений

Порядок рассмотрения обращений

В этой главе будут рассмотрены процедуры и порядок рассмотрения и предоставления информации в различных сферах регулирования действующего законодательства.

Прежде всего, следует отметить, что в достаточно большом количестве актов, регулирующих разные сферы человеческой жизнедеятельности, мы находим отдельные нормы, специально регламентирующие порядок направления обращений и их рассмотрения. В законодательстве, посвященном таким сложным и стратегически важным аспектам регулирования, как геология и недропользование, условия предоставления информации юридическим и физическим лицам подробно расписываются. Более того, в ряде случаев такая информация предоставляется на возмездной основе.

Например, в Положении о геологической информации, находящейся в государственной собственности, и порядке ее использования в учебных, научных, коммерческих и иных целях, утвержденном постановлением Правительства РК № 1357 от 07.11.96г. определены условия предоставления в пользование информации о недрах. В частности: 11. Информация о недрах может предоставляться в пользование в учебных, научных, коммерческих и иных целях казахстанским и иностранным недропользователям, а также другим лицам в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

В последующих статьях данного Положения детально расписывается порядок и условия предоставления информации о недрах.

Как видно из приведенных выше статей Положения, данный акт достаточно полно указывает круг лиц, которые могут получить информацию о недрах, а также условия и порядок предоставления такой информации.

В Инструкции по получению геологической информации, утвержденной приказом Председателя Комитета геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 29 июня 2005 года № 71-п отдельно регламентируются условия предоставления государственным органом информации о недрах физическим и юридическим лицам, не имеющим права недропользования:

16. Физическим и юридическим лицам, не имеющим права недропользования, информация о недрах предоставляется на возмездной (платной) основе.

17. Физическое или юридическое лицо (далее — заказчик), не имеющее права недропользования, для получения информации о недрах подает заявку в государственный орган.

18. Если информация о недрах, находящаяся в государственной собственности, запрашивается по территории, свободной от недропользования, то государственный орган, приняв заявку, в установленном порядке оценивает запрашиваемую информацию и заключает с заказчиком соглашение о приобретении информации о недрах.

19. Если информация о недрах, находящаяся в государственной собственности, запрашивается по объекту, находящемуся в недропользовании, то к заявке прикладывается письменное согласие недропользователя. Без согласия недропользователя информация о недрах заказчику не выдается.

20. Если запрашиваемая информация о недрах получена за счет средств недропользователя, государственный орган согласовывает с ним реализацию копий информации о недрах. При наличии согласия недропользователя заключается комиссионный договор между государственным органом, недропользователем-владельцем информации и заказчиком.

Очевидно, учитывая тот факт, что недра являются весьма объемным и сложным объектом регулирования, введение таких детальных правил оправданно. Правила также достаточно четко устанавливают порядок получения информации различными субъектами.

Приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 30 марта 2006 года № 79 утверждены Правила о порядке информирования населения и организаций о состоянии промышленной безопасности, в п.1 которых говорится: Информирование населения о состоянии промышленной безопасности осуществляется в соответствии с Правилами информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 января 2003 года № 50.

Правила организации информирования населения об опасности повышенного радиационного облучения, утвержденные приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 22 сентября 2005 года № 31 в п. 1. также отсылают нас к вышеуказанным Правилам: Информирование населения об опасности повышенного радиационного облучения осуществляется в соответствии с Правилами информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 января 2003 года № 50.

Теперь обратимся к Правилам информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций, утвержденным Постановлением № 50 Правительства Республики Казахстан от 17 января 2003 года. В данном документе для целей нашего исследования наибольший интерес представляет Глава 2 — Информирование населения в области чрезвычайных ситуаций, в которой в частности, указывается, что:

2. Организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, оповещают работников и население об угрозе возникновения и о возникновении чрезвычайных ситуаций.

3. Территориальные органы центрального исполнительного органа Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям во взаимодействии с местными исполнительными органами, представителями государственных органов организовывают сбор информации о чрезвычайных ситуациях на подведомственной территории и информируют о ней население.

4. Не допускается сокрытие, несвоевременное представление или представление должностными лицами заведомо ложной информации в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5. Местные исполнительные органы ежеквартально информируют население и организации о фактах риска и необходимых мерах по предупреждению чрезвычайных ситуаций и защите от них, в соответствии с характером возможных чрезвычайных ситуаций на данной территории.

Не менее сложной сферой регулирования, которая затрагивает права и интересы большого количества граждан и юридических лиц, является сфера недвижимого имущества, и прав на него. Правила предоставления информации из правового кадастра, утвержденные приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 24 августа 2007 года № 239, регулируют данную сферу отношений.

Пункт 3 Правил устанавливает, что предоставление информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на бесплатной основе.

Не менее важным представляется пункт 4: Сведения правового кадастра, кроме сведений, относящихся к государственным секретам, коммерческой тайне и иным тайнам, охраняемым в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан, являются общедоступными, кроме случаев, предусмотренных пунктом 12 настоящих Правил. В данном случае в очередной раз действует принцип «то, что не запрещено, то разрешено», который применительно к сфере доступа к информации уже применялся в Законе о СМИ.

Далее в Правилах указывается, что: Регистрирующий орган выдает соответствующие сведения по мотивированным запросам правообладателя (уполномоченного представителя), правоохранительных, судебных органов, судебных исполнителей по находящимся в производстве уголовным, гражданским, административным делам, налоговых органов, нотариусов, наследников, конкурсных и реабилитационных управляющих в процедурах банкротства, органов опеки и попечительства в соответствии с их компетенцией, предусмотренной законодательством. Пункт 5 Правил гласит, что предоставление информации, отнесенной к государственным секретам, осуществляется при соблюдении норм, установленных Законом Республики Казахстан «О государственных секретах». Данные правила охраняют личную информацию частного характера (п.6): Сведения, раскрывающие информацию о гражданах (персональные данные) и других правообладателях, за исключением данных, идентифицирующих правообладателя (фамилия, имя, отчество и дата рождения физического лица, наименование и регистрационный номер юридического лица), не могут быть предоставлены. Приведенная норма полностью соответствует законодательству РК в сфере защиты государственных секретов.

Правила четко устанавливают требования к порядку предоставлению информации, п.8: Предоставление информации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется на основании письменного запроса .., где указывается орган, в который подается запрос, вид запрашиваемой информации, вид объекта недвижимости, место его нахождения, данные заявителя (фамилия, имя, отчество, паспортные данные (данные удостоверения личности), место жительства физического лица, наименование и реквизиты юридического лица).

В следующем акте, регулирующем отношения в сфере использования лесного фонда — Правилах использования физическими и юридическими лицами информации о лесном фонде, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 января 2004 года N 92, находим пункт 5 который устанавливает, что: Сведения о лесном фонде, не содержащие государственных секретов и иных ограничений, являются общедоступными и представляются заинтересованным физическим и юридическим лицам по их заявкам. И в этой норме действует принцип «что не запрещено, то разрешено» — т.е. та информация, которая не относится к государственным секретам, является общедоступной.

Законодатель не стремится засекретить также информацию о пожарной опасности. В Правилах информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2002 года № 1327, находим следующую норму:

П.2. Информация о степени риска и потенциальной пожарной опасности деятельности организаций, необходимой безопасности, последствиях, мерах по предупреждению и ликвидации пожаров является открытой, гласной и публикуется в средствах массовой информации.

Несмотря на существующее кодифицированное законодательство в уголовно-процессуальной сфере, существует несколько актов, стоящих ниже по иерархии нормативных правовых актов, детализирующих отношения в этой сфере. Например, Инструкция о приеме, регистрации, учете и рассмотрении заявлений и сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях, утвержденная приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года № 6, закрепляет ряд дополнительных детализирующих норм. В частности, Инструкция определяет единый для всех субъектов правовой статистики прием, регистрацию, учет и рассмотрение заявлений, сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях и происшествиях. Пункт 6 Правил практически дублирует ст.177 УПК РК: К заявлениям и сообщениям о преступлениях, являющимся поводами к возбуждению уголовного дела, в соответствии со статьей 177 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, относятся:
1) заявления граждан;
2) явка с повинной;
3) сообщения должностного лица государственного органа или лица, выполняющего управленческие функции в организации;
4) сообщение в средствах массовой информации;
5) непосредственное обнаружение сведений о преступлении должностными лицами или органами, правомочными возбудить уголовное дело.

Однако данные Правила содержат ряд крайне важных норм, о которых следует знать гражданам, подающим обращения. К таковым относится и следующая: Перечисленная информация подлежит обязательной регистрации в Книге учета заявлений, с проведением проверки и принятием одного из процессуальных решений, предусмотренных статьей 185 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан. Это, так называемая, КУЗ (книга учета заявлений), о которой знают лишь работники правоохранительных органов и ограниченное число юристов, но вряд ли осведомлены простые граждане. А эта норма, тем не менее, крайне важна, так как фиксация заявления в КУЗ является важнейшим принципом работы со входящими заявлениями, это залог соблюдения и законности, и подотчетности.

В п.7 Правил также говорится об иной информации, которую составляют: сообщения, которые поступили по телефону (телефаксу), телетайпу, факсимильной связью, телерадиосообщения, исходящие от:
1) лечебных учреждений об обращении граждан с телесными повреждениями, происхождение которых может быть результатом преступления;
2) подразделениями миграционной полиции об утрате гражданами паспортов при обстоятельствах, указывающих на признаки преступления;
3) органов дорожной полиции, финансовой полиции, таможенной службы, государственной службы охраны, государственной противопожарной службы, дежурных подразделений воинских частей Вооруженных Сил, войск Министерства внутренних дел и других.
Перечисленная информация подлежит обязательной регистрации в Журнале учета информации (ЖУИ), в случае ее подтверждения регистрируется в Книге учета заявлений и принимается одно из процессуальных решений, предусмотренных статьей 185 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан. ЖУИ является также для большинства граждан полной загадкой.
В целом, Правила вводят достаточно широкую классификацию обращений, п.8 говорит о том, что сообщениями следует рассматривать также:
1) оповещения об иных происшествиях, событиях и фактах криминального свойства;
2) сведения об авариях, эпизоотиях, стихийных бедствиях и несчастных случаях с людьми;
3) сведения об иных действиях противоправного характера.

Пункт 10 Правил говорит о том, что орган уголовного преследования обязан незамедлительно принять, зарегистрировать и рассмотреть заявление и иную информацию о любом готовящемся или совершенном преступлении — (далее — обращения) независимо от времени и места их совершения, подследственности, а также полноты сообщаемых сведений. Правила устанавливают порядок приема заявлений (п.11): Заявителю, непосредственно обратившемуся в орган уголовного преследования, выдается документ (талон) о регистрации с указанием лица, принявшего обращение, времени его регистрации и рассмотрения. Об отказе в приеме заявления орган уголовного преследования обязан уведомить заявителя в письменной форме с указанием причины отказа. Талоны-уведомления являются бланками строгой отчетности, которые регистрируются и хранятся в течение 3-х лет в секретариате и выдаются оперативному дежурному, а также участковому инспектору населенных пунктов, где отсутствуют дежурные части полиции. Талоны используются при сверках полноты регистрации информации о преступлениях, при проверках работы должностных лиц, в чьи обязанности входит прием информации.

Примечательно, что Правила определяют некоторую часть анонимных обращений о преступлениях, которые регистрируются и рассматриваются по общим правилам рассмотрения письменных сообщений, это касается случаев, если деяние затрагивает интересы лица, находящегося в беспомощном или зависимом состоянии либо по другим причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, либо затрагивает существенные интересы других лиц, общества и государства, при этом могут служить поводом к возбуждению уголовного дела только после их предварительной проверки в случае, если они содержат достаточные данные, указанные в части 2 статьи 177 Уголовно-процессуального кодекса (часть 4 статья 178 Уголовно-процессуального кодекса).

Позволим себе сделать вывод о том, что данные правила существенно дополняют процессуальное законодательство, и позволяют оптимизировать процедуру подачи и регистрации заявлений.

Еще один документ, который регламентирует предоставление платных информационных услуг для населения — Положение о размере и порядке взимания платы за оказание информационных услуг по залогу движимого имущества, утверждено постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 июня 1999 года № 888. В ст.4 Положения находим норму: 4. Размер платы за оказание информационных услуг по залогу движимого имущества — Плата, взимаемая с физических и юридических лиц за предоставление информационных услуг, а также за исправление ошибок в регистрационных документах, допущенных по вине заявителя, исчисляется, исходя из месячного расчетного показателя, действующего в Республике Казахстан на день уплаты, в размере половины месячного расчетного показателя.4-1. Запрещается оказание информационных услуг без взимания платы, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящего Положения.

Указанная выше информация не относится к общедоступной, поэтому взимание платы за получение подобной информации, на наш взгляд, правомерно и не может считаться ограничением права граждан на доступ к информации.

Среди прочих актов, регулирующих отношения в области доступа к информации, существует также Положение об информационной системе управления кадрами государственной службы Республики Казахстан, утверждено приказом Председателя Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы от 8 июля 2003 года № 02-01-02/88. В ст.8 данного Положения указывается, кто имеет право доступа к информационной системе управления кадрами:

8. Доступ к информационным ресурсам ИСУК

20. Право доступа к информационным ресурсам ИСУК, содержащим персональные данные, имеют определенные сотрудники уполномоченного органа и его территориальных подразделений, системный администратор, операторы ИСУК в регионах и сотрудники кадровых служб государственных органов, если такая информация необходима для выполнения ими своих служебных обязанностей.

21. Список лиц, имеющих право доступа к информационным ресурсам ИСУК, утверждается руководителем государственного органа, а в государственных органах, в которых введена должность ответственного секретаря, ответственным секретарем и представляется в уполномоченный орган для получения доступа к работе.

Следовательно, доступ к вышеуказанной информации является ограниченным и предоставляется ограниченному числу лиц.

Среди нормативных правовых актов Группы С нами, прежде всего было рассмотрено Положение о ведении делопроизводства по обращениям, заявлениям и жалобам граждан в Национальном Банке Республики Казахстан, утвержденное постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 9 ноября 1995 года N 292. В первую очередь, следует отметить, как позитивный момент, что такой акт вообще был принят Нацбанком еще в 1995г. В ст. 3. указывается: Все поступающие в Нацбанк Республики Казахстан обращения, заявления и жалобы граждан учитываются в управлении делами и регистрируются в специально заведенном для этой цели журнале в день их поступления. Согласно ст.4: Не подлежат рассмотрению обращения граждан, порядок разрешения которых установлен законодательством об административных нарушениях, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным и иным законодательством, а также анонимные обращения, в которых не указаны фамилия, имя, отчество, нет подписи, данных о месте жительства, работы или учебы.

Примечательно, что в ст.5 специально установлен порядок работы с конвертами: Конверты, в которых поступили обращения, заявления и жалобы граждан, сохраняются в тех случаях, когда только по ним можно установить адрес отправителя или дату почтового штемпеля для подтверждения времени отправления и получения предложения, заявления и жалобы, а также в других необходимых случаях. Данная норма имеет существенное значение, т.к. на практике часто имеют место случаи, когда обращения направляются от граждан, т.е. без соблюдения в таких случаях требования об исходящем номере, фирменном бланке и т.п., поэтому очень важно, чтобы конверты сохранялись, иначе запрашиваемый орган просто не сможет ответить на обращение, не имея обратного адреса.

В ст. 23 содержатся ограничения, согласно которым Национальный Банк Республики Казахстан и его должностные лица имеют право: не разглашать сведения о личной жизни граждан без их согласия или сведения, составляющие государственную либо иную, охраняемую законом тайну и другую информацию.

Следующим рассмотренным документом стали Правила истребования документов, касающихся обеспечения прав и законных интересов граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства, через учреждения Министерства иностранных дел Республики Казахстан, утвержденные Совместным приказом Министра иностранных дел Республики Казахстан от 22 мая 2002 года N 08-1/1 и Министра юстиции Республики Казахстан от 28 июня 2002 года N 98 Об утверждении Правил истребования документов, касающихся обеспечения прав и законных интересов граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства через учреждения Министерства иностранных дел Республики Казахстан.

В Правилах, в частности, в ст. 7 установлен порядок истребования документов из-за границы: 7. Граждане Республики Казахстан, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, государственные органы и иные организации Республики Казахстан путем подачи ходатайства истребуют документы, касающиеся обеспечения прав и законных интересов граждан Республики Казахстан, иностранных граждан и лиц без гражданства, из-за границы через Министерство иностранных дел Республики Казахстан, если это не подпадает под действие пункта 2 настоящих Правил.

Далее, в п.14 сказано: Граждане Республики Казахстан, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие за границей, истребуют документы из Республики Казахстан путем подачи ходатайства в дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Казахстан, имеющиеся в стране их постоянного жительства или гражданства.

Достаточно важным актом для целей нашего исследования представляется Инструкция по рассмотрению обращений физических и юридических лиц в органах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан, утвержденная Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 7 сентября 2007 года № 37

Прежде всего, обратим внимание на требования, установленные инструкцией для обращений — Статья 3. Процедура и форма подачи обращения:

8. … В обращении физического лица указываются его фамилия, имя, а также по желанию отчество, почтовый адрес, юридического лица — его наименование, почтовый адрес, исходящий номер и дата. Обращение должно быть подписано заявителем либо заверено электронной цифровой подписью.
При подаче жалобы указываются наименование органа или должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения и требования.

Обращения могут быть индивидуальными или коллективными и подаются в устной, письменной либо в форме электронного документа. Физические и юридические лица могут обращаться на государственном языке, языке межнационального общения, родном языке или на любом другом языке, которым они владеют.

9. Жалоба на действия (или бездействия) должностных лиц, а также на решения, принятые по результатам рассмотрения обращений, подается вышестоящему должностному лицу или органу в порядке подчиненности не позднее трех месяцев с момента, когда физическому или юридическому лицу стало известно о совершении действия либо принятии решения соответствующим органом, организацией или должностным лицом.

10. Анонимное обращение, по которому невозможно установить авторство, отсутствует подпись, в том числе электронная цифровая подпись, почтовый адрес заявителя, не подлежит рассмотрению за исключением случаев, когда в таком обращении содержатся сведения о готовящихся или совершенных преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности. Такое обращение подлежит немедленному перенаправлению в государственные органы для рассмотрения в соответствии с их компетенцией.

11. Обращение с неразличимым текстом или в котором не изложена суть вопроса, отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения (за исключением анонимных), не позднее трех рабочих дней возвращается заявителю без рассмотрения с соответствующим разъяснением. Если условия, послужившие основанием для оставления обращения без рассмотрения, в последующем были устранены, орган или должностное лицо обязаны рассмотреть указанное обращение.

Бесспорен вывод о то, что данная инструкция существенно дополняет Закон «О порядке рассмотрения обращений…», однако, вместе с тем, многие нормы дублируются. Возникает вопрос о целесообразности принятия отдельного акта о рассмотрении обращений граждан и юридических лиц в органах прокуратуры, поскольку подробная детализация, на наш взгляд, имеет смысл по отношению к работе с обращениями и в других государственных органах, а не только в прокуратуре.

Следующее, на что мы обращаем внимание при анализе указанного акта – это сроки. Сроки разрешения обращений установлены в Статье 6:

44. Обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуется получение информации (материалов, дел) от нижестоящих прокуратур, других органов, должностных и иных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение пятнадцати календарных дней.
Обращение, для рассмотрения которого требуется получение информации (материалов, дел) от нижестоящих прокуратур, других органов, должностных и иных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня его поступления в органы (учреждения) прокуратуры.

Таким образом, сроки рассмотрения обращений в органах прокуратуры также не отличаются от общеустановленных сроков, закрепленных в Законе «О порядке рассмотрения…».
И еще одна статья, на которую мы обращаем внимание, это статья 7, которая определяет порядок направления ответов на обращения:

52. Ответы на обращения должны быть по содержанию обоснованными и мотивированными на государственном языке или языке обращения со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя, с разъяснением их права на обжалование принятого решения.

При полном или частичном удовлетворении обращения, в случае если по результатам его рассмотрения внесен протест, предъявлен иск либо приняты другие меры прокурорского надзора, автору обращения об этом должно быть сообщено с разъяснением последующего порядка получения информации о результатах рассмотрения внесенных актов прокурорского надзора.

Анализируя действующее законодательство РК, мы находим еще один документ, подобный вышеприведенному – Инструкция рассмотрения, разрешения обращений физических и юридических лиц, приема граждан в органах внутренних дел Республики Казахстан, утвержденная приказом Министра внутренних дел Республики Казахстан от 30 августа 2007 года № 353. Данный документ также регламентирует прядок работы с обращениями, но в органах внутренних дел.

Полностью приведем Статью 3 Инструкции — Рассмотрение, разрешение обращений физических и юридических лиц:

6. Все поступившие обращения физических и юридических лиц (далее — обращения) должны быть зарегистрированы в секретариате (канцелярии) в день их поступления.

7. Зарегистрированные обращения незамедлительно передаются на рассмотрение руководителям органа внутренних дел, которые обязаны дать по каждому из них письменные указания исполнителям. В случаях обнаружения в обращениях признаков преступления или правонарушения, исполнитель в течение суток производит перерегистрацию данного обращения в Книге учета заявлений или в Журнале учета информации, в соответствие с действующим законодательством.

8. Обращение должно адресоваться субъекту или должностному лицу, в компетенцию которого входит разрешение поставленных в обращении вопросов.

9. В обращении физического лица указываются фамилия, имя, отчество заявителя, почтовый адрес, юридического лица — его наименование, почтовый адрес, исходящий номер и дата. Обращение должно быть подписано заявителем либо заверено электронной цифровой подписью. При подаче жалобы указываются наименование субъекта или должность, фамилии и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения и требования.

10. Заявителю, непосредственно обратившемуся с письменным заявлением, выдается талон с указанием даты и времени, фамилии и инициалов лица, принявшего обращение.

11. Прием заявлений в дежурных частях органов внутренних дел производится круглосуточно.

12.Отказ в приеме обращения запрещается.

Как и в случае с инструкцией, детализирующей порядок работы с обращениями в органах прокуратуры, данный документ дополняет Закон «О порядке рассмотрения обращений…», тем не менее, каких-либо специальных особенных норм, присущих только для работы органов внутренних дел, на наш взгляд, не устанавливает. Исключением можно считать лишь КУЗ и ЖУИ.

В следующих пунктах находим требования к рассмотрению обращений:

21. Принимаемые по обращениям решения должны быть обоснованными. Руководитель органа, признав обращение (жалобу) подлежащей удовлетворению, обязан обеспечить своевременное и правильное исполнение принятого решения.

26. Ответы на обращения должны быть по содержанию обоснованными и мотивированными, на государственном языке или языке обращения со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителей, с разъяснением их права на обжалование принятого решения.

Помимо инструкций и правил по работе с обращениями, утвержденными отдельными органами, в законодательстве также определен порядок учета обращений -Правила учета обращений физических и юридических лиц, статистического отчета формы № 1-ОЛ «О рассмотрении обращений физических и юридических лиц» и Инструкции по его составлению, утвержденные приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 30 мая 2007 года № 20.

Из указанных правил остановимся лишь на ст.2 — Учет обращений:

2. Обращение физического и юридического лица (письменное, устное, с личного приема, в электронном виде), регистрируется в ведомственной автоматизированной информационной системе (далее — АИС) субъекта, должностного лица.

Регистрация осуществляется путем заполнения соответствующих полей в электронной информационной учетной форме — карточке учета обращения физического (юридического) лица (далее — карточка учета обращения) либо ведомственной информационной учетной форме, включающей в себя перечень учетных сведений карточки учета обращений, в день его поступления субъекту, должностному лицу.

Таким образом, любое обращение, не зависимо от того – поступило ли оно от физического или юридического лица, а также в какой форме оно выполнено – должно быть зарегистрировано в ведомственной АИС. К данным правилам разработан также ряд приложений, которые максимально подробно определяют порядок составления отчетов по поступившим обращениям.

Например, Приложение 3. Остановимся на Главе 3 — Составление отчета и его структура:

11. В отчете отражаются сведения о количестве поступивших в субъект обращений физических и юридических лиц, классифицированных по видам обращений, за исключением:

1) анонимных обращений;

2) обращений по приему на работу, если это не связано с жалобой на неправомерные решения субъектов или должностных лиц;

3) обращений, поданных от сотрудников в субъекты, в которых они работают или поступившие от сотрудников подчиненных субъектов.

На наш взгляд, данные Правила являются серьезным инструментов, позволяющим, с одной стороны, вести полный учет обращений, поступающих в госорганы, а, с другой стороны, осуществлять мониторинг рассмотрения и ответов на поступившие обращения. Далее читаем:
В отчете отражаются сведения о количестве рассмотренных, переданных для рассмотрения в другие ведомства по компетенции, разрешенных обращений и количестве принятых решений по поступившим обращениям субъектами.

Результаты рассмотрения обращений физических и юридических лиц включаются в отчет после фактического выполнения и надлежащего документального оформления.

Рассмотренным обращением считается всякое удовлетворенное, отклоненное, прекращенное, списанное без рассмотрения, направленное по компетенции другому субъекту для рассмотрения, а также обращения, по которым субъектом, рассматривающим обращение, даны разъяснения.

12. Обращения, по которым продлен срок разрешения, должны быть учтены, как разрешенные с продлением срока.

Таким образом, Правила также водят норму, которая разъясняет, какое обращение считается рассмотренным обращением, это крайне важно.

Примечательно, что наряду с правоохранительными органами и некоторые другие госорганы республиканского значения также ввели у себя отдельные акты, регламентирующие порядок работы с обращениями. Например, Приказ Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 июля 2001 года N 197 Об организации приемов граждан и улучшении работы с их обращениями. В приказе, в частности, говорится:

1. Вице-Министрам, руководителям департаментов и подведомственных организаций Минсельхоза, территориальных управлений областей, городов и районов, как представителям Минсельхоза в регионах, обеспечить принятие необходимых мер по вопросам приема и обращения граждан, максимального решения поставленных ими проблем.

2. В связи с тем, что пятая часть заявлений из-за слабой правовой грамотности населения требует только разъяснений, в дополнение к практикуемым мерам реализовать следующие меры:

— постоянно через СМИ в доходчивой форме разъяснять права и обязанности граждан, информировать о проводимой властями работе, планах, перспективах решения социальных проблем (прямые телерадиоэфиры, телефонные «горячие линии», статьи, комментарии и интервью и др.);

— Вице-Министрам, руководителям департаментов, подведомственных организаций прием граждан проводить также и во время выездов в регионы;

— всем руководителям принимать конкретные дисциплинарные и иные меры к государственным служащим, допустившим формализм и волокиту при рассмотрении обращений граждан, обеспечив их гласность;

— аппаратам Минсельхоза, территориальных управлений, периодически проводить предметный анализ причин жалоб населения.

Хотя, на наш взгляд, данный Приказ имел целью не столько детализировать существующий общеустановленный порядок рассмотрения обращений, сколько оптимизировать этот процесс.

Исследуя законодательство с точки зрения работы с обращениями, мы находим еще один важный акт – Инструкцию по делопроизводству в Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, утвержденную Правительством Республики Казахстан 31 января 2001 года № 168. Данная инструкция очень детально регламентирует документооборот в Канцелярии Премьер-министра, в частности, прием документов:

9. Прием документов, поступающих в Канцелярию в субботние дни до 11.00 часов, осуществляется дежурными работниками сектора служебной корреспонденции, а также может осуществляться ответственными дежурными приемной Премьер-Министра с обязательной последующей передачей их в сектор служебной корреспонденции на регистрацию.

11. Перед вскрытием конвертов проверяется правильность их адресования и оформления, целостность упаковки (при наличии печатей). При вскрытии конвертов сверяются соответствие адреса наименованию отправителя, номера вложений, указанные на пакете, с номерами, проставленными на документах, проверяется комплектность документов и приложений к ним.
Неправильно адресованные и оформленные, ошибочно вложенные документы пересылаются по назначению или возвращаются отправителю.

Конверты от вложенных в них документов сохраняются в тех случаях, когда только по ним можно установить адрес отправителя, дату отправки и получения документов.
Вскрытию в секторе служебной корреспонденции подлежат все конверты, за исключением конвертов с отметкой «Лично».

Не подлежат приему в Канцелярии документы, содержащие факсимиле, помарки и иные загрязнения, имеющие какие-либо повреждения, в том числе прошитые дыроколом, исполненные на черновиках и копиях бланков государственных органов.

Прием Канцелярией документов, не соответствующих вышеуказанным требованиям, может быть осуществлен только по указанию Руководителя Канцелярии или лицом его замещающим.

В Главе 3 Инструкции детализирован порядок рассмотрения и прохождение входящей корреспонденции. Однако из этой главы мы остановимся лишь на п. 17:

В соответствии с Регламентом Правительства и Положением о Канцелярии обращения юридических и физических лиц, которые не требуют рассмотрения Правительством и могут быть решены центральными и местными исполнительными, иными государственными органами, направляются заведующим Отделом контроля и документационного обеспечения (в его отсутствие — заместителем заведующего) соответствующим министерствам, агентствам, акимам и иным государственным органам.

img

Май 27, 2008