1.Нормативные правовые акты РК, регламентирующие доступ граждан и юридических лиц к информации.
Отвечая на первый вопрос, мы обратились к действующему законодательству
Республики Казахстан, попытавшись определить – сколько и какие нормативные правовые акты так или иначе регулируют отношения в сфере получения информации.
В соответствии с Законом РК от 24 марта 1998 года № 213-I О нормативных правовых актах, согласно иерархии нормативных правовых актов, высшей юридической силой обладает Конституция Республики Казахстан. В п.3 ст.18 Конституции содержится норма, в соответствии с которой «Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации». В п.2 ст.20 Конституции также закреплено право каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом.
Таким образом, право на доступ к информации закреплено в Конституции Республики Казахстан. Нормативным правовым актом, который детализирует механизм реализации данного права, является Закон РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» от 12 января 2007 года, № 221-III ЗРК. Данный закон устанавливает общий порядок рассмотрения обращений и является основным нормативным актом, регламентирующим доступ к информации. Данный акт, имеющий статус закона, одинаково применим для всех органов государственной власти, не зависимо от их уровня и территориальности.
Данный Закон вводит определение основных понятий, используемых при отношениях, связанных с подачей и рассмотрением обращений физических и юридических лиц в целях реализации и защиты их прав, свобод и законных интересов.
Такими понятиями являются: заявление, обращение, запрос, жалоба. Определение данных понятий крайне важно при работе с информацией, в частности, для того, чтобы избежать субъективизма при рассмотрении обращений государственными органами. Субъективизм, как подтверждает практика, выражается в вольной трактовке чиновниками закона, в частности, к таковым фактам относится требование некоторых госорганов указывать причину, по которой запрашивается та или иная информация, несмотря на то, что в Законе такого требования к содержанию обращений не предъявляется.
Закон четко определяет в ст.5, какие обращения не подлежат рассмотрению, что также должно исключить вероятность игнорирования со стороны госорганов обращений лиц под предлогом каких-либо иных причин, не указанных в Законе.
Закон предельно конкретно устанавливает требования к письменным обращениям, о чем пойдет речь в следующих разделах.
Закон «О порядке рассмотрения обращений…» содержит также еще две основополагающих статьи. Статья 7 устанавливает общий порядок регистрации и учета обращений физических и юридических лиц. В частности, ст.7 содержит важное положение о том, что обращения, поданные в порядке, установленном Законом, подлежат обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению, отказ в приеме обращения запрещается. Несмотря на это, на практике часто случаются ситуации, при которых канцелярии, орготделы, отдельные должностные лица отказываются принимать обращения, в которых, на их субъективный взгляд, что-то не соответствует формату, например, не указана должность или имя руководителя госоргана.
Крайне важной представляется норма, закрепленная в ст.8 Закона, которая устанавливает общие для всех органов сроки рассмотрения обращений. Соблюдение сроков – один из важнейших критериев для оценки эффективности и законности работы госорганов с обращениями граждан. Соблюдение срока рассмотрения обращений – это также одно из важнейших условий соблюдения прав и законных интересов лиц в сфере доступа к информации. Таким образом, обращение физического и (или) юридического лица, для рассмотрения которого не требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается в течение пятнадцати календарных дней. В случаях, когда требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место, рассматривается и по нему принимается решение в течение тридцати календарных дней со дня поступления субъекту, должностному лицу. Следовательно, 15 и 30 календарных дней – это те сроки, которые должны выдерживать все госорганы при работе с обращениями граждан и юридических лиц.
Далее, посредством расширенного поиска всех актов, которые, так или иначе, регламентируют получение и предоставление информации, была проанализирована законодательная база РК. Анализ был произведен с точки зрения иерархии нормативных правовых актов по убывающей от актов, находящихся по иерархии выше и до нижестоящих. Вторым принципом построения анализа была сфера регулирования и применения актов. В общем, к нормативным правовым актам, которые регулируют предоставление информации, можно отнести более 40 актов разных уровней и сфер регулирования. Распределяя по иерархии акты, мы сгруппировали их по группам. Несмотря на многочисленность, в целях полноты и точности анализа ниже приведены максимально полные данные о нормативных правовых актах, включая их полное название, дату, номер.
Таким образом, к нормативным правовым актам, регулирующим отношения в сфере доступа к информации, в действующем законодательстве также относятся:
Группа А: Законы и Указы Республики Казахстан:
1.Закон РК от 5 июля 1996 года № 19-I «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера».
2.Закон РК от 15 марта 1999 года № 349-I «О государственных секретах».
3.Закон РК от 23 июля 1999 года № 451-I «О средствах массовой информации».
4.Указ Президента Республики Казахстан от 13 апреля 2000 г. № 371 об утверждении Перечня должностных лиц государственных органов, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам Республики Казахстан.
5.Закон РК от 13 апреля 2005 года № 39-III ЗРК«О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан».
6.Закон РК от 7 июля 2006 года № 170-III ЗРК «Об охране здоровья граждан».
Группа В: Нормативные постановления Правительства:
1. Постановление Правительства Республики Казахстан от 7 ноября 1996г. N 1357 об утверждении Положения о геологической информации, находящейся в государственной
собственности, и порядке ее использования в учебных, научных, коммерческих и иных целях.
2. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июня 1999 года № 888 об утверждении Положения о размере и порядке взимания платы за оказание информационных услуг по залогу движимого имущества.
3. Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 июня 2000 года N 903 об утверждении Перечня центральных и местных исполнительных органов, организаций и
объем гидрометеорологической информации, предоставляемой им Республиканским государственным предприятием «Казгидромет» за счет бюджетных ассигнований в 2000 году.
4. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 января 2001 года № 168
Об утверждении некоторых инструкций. (с
5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая 2001 года N 743 об утверждении Правил передачи сведений, составляющих государственные секреты, в связи с выполнением совместных и других работ.
6. Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 декабря 2002 года № 1327 об утверждении Правил информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области пожарной безопасности.
7.Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 января 2004 года N 92 об утверждении Правила использования физическими и юридическими лицами информации о лесном фонде.
8. Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2004 года N 165 об утверждении Перечня видов документированной информации и электронных документов, предоставляемых в обязательном порядке формирования государственных информационных ресурсов.
9. Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 января 2003 года
N 50 Об утверждении Правил информирования, пропаганды знаний, обучения населения и специалистов в области чрезвычайных ситуаций. 10. Постановление Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2004 года N 165 Об утверждении перечня видов документированной информации и электронных документов, предоставляемых в обязательном порядке для формирования государственных информационных ресурсов.
Группа С: Нормативные правовые приказы министров Республики Казахстан и иных руководителей центральных государственных органов, нормативные правовые постановления центральных государственных органов и нормативные постановления Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан:
1. Постановление Правления Национального Банка РК от 9 ноября 1995 года N 292 об утверждении Положения о ведении делопроизводства по обращениям, заявлениям и
жалобам граждан в Национальном Банке Республики Казахстан.
2. Совместный приказ Министра иностранных дел Республики Казахстан от 22 мая
2002 года N 08-1/1 и Министра юстиции Республики Казахстан от 28 июня
2002 года N 98 Об утверждении Правил истребования документов, касающихся
обеспечения прав и законных интересов граждан Республики Казахстан,
иностранных граждан и лиц без гражданства через учреждения Министерства
иностранных дел Республики Казахстан. 3. Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 7 сентября 2007 года № 37 Об утверждении Инструкции по рассмотрению обращений физических и юридических лиц в органах и учреждениях прокуратуры Республики Казахстан.
4. Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 30 августа 2007 года № 353 Об утверждении Инструкции рассмотрения, разрешения обращений физических и юридических лиц, приема граждан в органах внутренних дел Республики Казахстан.
5. Приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 30 мая 2007 года № 20
Об утверждении Правил учета обращений физических и юридических лиц, статистического отчета формы № 1-ОЛ «О рассмотрении обращений физических и юридических лиц» и Инструкции по его составлению.
6.Приказ Министра внутренних дел от 13 марта 2008 года № 92 Об утверждении отчета формы № 1-О по рассмотрению обращений физических и юридических лиц и личного приема граждан в органах внутренних дел Республики Казахстан.
7.Приказ руководителя Администрации Президента Республики Казахстан от 8 декабря 1996 г. об утверждении Правил обращения с документами Администрации Президента Республики Казахстан в аппаратах государственных органов управления, центральных исполнительных органов, местных исполнительных и представительных органов, на предприятиях, в организациях и учреждениях Республики Казахстан.
8.Приказ Председателя Комитета геологии и недропользования Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан от 29 июня 2005 года № 71-п об утверждении Инструкции по получению геологической информации о недрах.
9.Приказ и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 24 августа 2007 года № 239 об утверждении Правил предоставления информации из правового кадастра.
10. Приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года № 6 об утверждении Инструкции о приеме, регистрации, учете и рассмотрении заявлений и сообщений, жалоб и иной информации о преступлениях, происшествиях.
11.Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 30 марта 2006 года № 79 об утверждении Правил о порядке информирования населения и организаций о состоянии промышленной безопасности.
12.Приказ Агентства Республики Казахстан по чрезвычайным ситуациям от 11 мая 2002 года N 317 О порядке информирования о чрезвычайных ситуациях.
13.Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 22 сентября 2005 года № 31 О мерах по своевременному информированию населения об опасности повышенного радиационного облучения.
14.Приказ Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 22 сентября 2005 года № 31 об утверждении Правил организации информирования населения об опасности повышенного радиационного облучения.
15.Приказ Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 13 сентября 2004 года N 41 О Перечне конкретных видов несекретных документов.
16.Приказ Председателя Комитета по управлению архивами и документацией Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан от 29 апреля 2003 года № 33 об утверждении Типовых правил документирования и управления документацией в государственных организациях Республики Казахстан.
17.Совместный приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) от 27 января 2007 года № 20 Генерального Прокурора Республики Казахстан от 21 февраля 2007 года № 3 Министра внутренних дел Республики Казахстан от 14 февраля 2007 года № 63 Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 20 февраля 2007 года № 40 Министра финансов Республики Казахстан от 6 февраля 2007 года № 35 Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 26 января 2007 года № 12 об утверждении Временных правил проведения эксперимента по альтернативному приему, учету и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях в Южно-Казахстанской области
18.Совместный приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 31 мая 2006 года № 30 Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 2 июня 2006 года № 87 Председателя Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовой полиции) от 26 мая 2006 года № 85 Министра внутренних дел Республики Казахстан от 20 июня 2006 года № 281 Министра юстиции Республики Казахстан от «___» _________ 2006 года №____ Министра финансов Республики Казахстан от 7 июня 2006 года № 199 Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 19 мая 2006 года № 122 Председателя Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи от «___» __________ 2006 года № _____ об утверждении Временных правил проведения эксперимента по альтернативному приему, учету и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях и происшествиях в Павлодарской области.
19.Приказ Председателя Комитета по управлению архивами и документацией
Министерства культуры, информации и общественного согласия Республики Казахстан
от 29 апреля 2003 года № 33 О Типовых правилах документирования и управления документацией в государственных организациях Республики Казахстан.Приказом и.о. Министра культуры, информации и спорта Республики Казахстан от 11 октября 2005 года № 266 ДСП в настоящий приказ внесены изменения
Как видно из приведенного выше перечня, количество различных по уровню и сфере регулирования актов весьма обширно. Изучение всей правовой базы в области регулирования доступа к информации требует значительных временных затрат и хотя бы базовой юридической подготовки. Данный аспект, на наш взгляд, говорит не только о важности, которая придается законодателем этому вопросу, но и отсутствии некоторой системы в подходах. По сути, многие акты содержат нормы, дублирующие друг друга. Часть норм направлена на регулирование отношение в отдельных специфичных сферах деятельности, хотя эти же нормы можно было одинаково применять в качестве общеустановленных, не зависимо от сферы применения и органов, ответственных за их применение.
Май 27, 2008