Мониторинг и оценка, исследования, проведение тренингов, разработка стратегий

imgИгорь Веретнов рассказал о своем  отношении к  благоустройству парковых групп и дворовых пространств методом соучаствующего проектирования.

Игорь Веретнов рассказал о своем  отношении к  благоустройству парковых групп и дворовых пространств методом соучаствующего проектирования.

 

Мы продолжаем публиковать интервью о соучаствующем проектировании с экспертами городского планирования,  лидерами местных сообществ. Сегодня мы поделимся с вами выдержками из интервью с депутатом городского маслихата Павлодара, председателем постоянной комиссии по вопросам земельных отношений и градостроительства, Игорем Викторовичем Веретновым.

 

Игорь Викторович, как вы оцениваете применение соучаствующего проектирования в Казахстане и, в частности, в Павлодаре?

Соучаствующее проектирование —  это не просто хорошее начинание, это нужная тенденция. Потому что, участие граждан просто необходимо  не только в формировании, но и в реализации бюджетной составляющей города, в плане создания комфортной среды внутриквартальной территории. Это формирует  ответственность граждан друг перед   другом, чтобы  не только создать, но еще и сохранить, а в дальнейшем приумножить красоту и комфортность территорий.

Наиболее яркие примеры соучаствующего проектирования в Павлодаре появились в рамках сотрудничества с «Десентой». Эта деятельность проходила в русле развития структуры самоуправления, открытости и формирования бюджетных составляющих и привлечения большого количества представителей гражданского сообщества к разработке эскизных проектов. Обучающий курс для местных сообществ нецентральных микрорайонов Павлодара помог людям с функциональной конкретизации проектов благоустройства. Интересно и важно, что сразу после этой инициативы появилась  программа «Бюджет народного участия», которая направлена на реализацию лучших идей благоустройства. К сожалению, не так много людей принимают участие в голосовании, но это проблемы информированности и в дальнейшем, я думаю, программа будет принимать более широкий масштаб.

 

Кто, на ваш взгляд, должен выступать инициатором благоустройства общественных открытых пространств Казахстана?

 Здесь вопрос двоякий. И, с одной стороны, граждане должны интересоваться, как будет благоустроен их двор. Они живут в этой среде и для них эта тема должна быть  немаловажной, так как  она касается их напрямую. Но, пока практика такая, что в основе своей инициатором благоустройства выступает исполнительная власть. На сегодняшний день есть определенные стандарты благоустройства внутриквартальных территорий и при их соблюдении дворы получаются стандартные, типовые  и люди также к этим дворам относятся: стандартно.  А вот инициатива соучаствующего проектирования способствует тому, что жители сами определяют, как будет выглядеть их двор. Поэтому, я считаю, что инициатива по функциональной составляющей проекта благоустройства двора, парка или сквера должна идти, все-таки, от граждан.

 

Как Вы видите механизм партнерского взаимодействия местных органов власти, жителей и НКО в процессе благоустройства общественных пространств методом соучаствующего проектирования?

Самый простой метод приобретения  гражданами навыка участия в благоустройстве города заключается в предоставлении возможностей для выработки каких-то предпроектных решений.  Это немаловажный фактор, когда люди собрались, что-то решили, потратили силы, энергию, договорились о том, как должна выглядеть территория, а  потом еще и знают, куда со своим проектом они могут прийти. И вот как говорил Достоевский в «Преступлении и наказании»: «Самое главное в жизни, чтобы было куда пойти». Здесь местная исполнительная власть должна выполнять функцию «слышащего государства» и информационная составляющая этих проектов должна также присутствовать. Инициатива должна исходить от населения, а депутатский корпус, Общественный Совет города должны людям объяснять: «Как? Что? Каким образом?» возможно реализовать в городе по их запросу.

Работа с местными сообществами, процесс организации общественных обсуждений – это уже составляющая неправительственных организаций, общественных объединений, независимых архитектурных групп и волонтеров. Такой механизм партнерства я вижу для наших городов.

 

Это ведь влияет и на дальнейшую судьбу пространства?

-Естественно. Наверное, потому что, когда жители тратят свою энергию, время, свой труд в развитие территории, то к ней и отношение другое складывается. Они вовлечены в сам процесс и поэтому в дальнейшем берегут пространство от вандализма.

 

Как избежать фрагментарности в комплексном благоустройстве наших городов? Бюджет народного участия – это программа, в рамках которой можно подать очень ограниченные (финансово и территориально) проекты от горожан, которые не всегда имеют общую концепцию завершенности.

 Я считаю, что, в дальнейшем  можно будет поменять некоторые механизмы программы «Бюджет народного участия». Депутаты, члены фракции партии Нур-Отан высказывали предложения, чтобы жители представляли на конкурс  100%-ный охват своих проектов, как они их видят все пространство, независимо от ценового порога и суммы, которая заложена в данном проекте. Концептуально они должны показать, что они хотят и для чего, чтобы сформировать общий облик территории и в дальнейшем, из других источников государственного бюджета обеспечить реализацию данного видения.

 

-И это возможно?

-По большому счету, да. Во всяком случае, к этому надо стремиться, чтобы эти проекты не имели фрагментарности и в них была целостность. Также, я считаю, что

вот такой формат позволит нам быстрее реформировать систему управления многоквартирными жилыми домами. То есть, за счет поддержки со стороны государства, дворовые пространства будут преобразованы с учетом потребностей и интересов сообществ, проживающих там. И за эти преобразования сообщества будут нести самостоятельную ответственность, поскольку они получают именно то, чего ожидали и о чем просили.  А поддержка подобных  инициатив приводит к построению эффективного партнерства и взаимодействия между жителями и местными органами власти.

 

Данная публикация была создана в рамках проекта «Анализ правовых основ и возможностей участия граждан РК в процессах благоустройства городов» при поддержке Фонда Евразия в рамках Программы Социальные Инновации в Центральной Азии, финансируемой Агентством США

по международному развитию (USAID).  

 

img

Декабрь 19, 2021

«Анализ правовых основ и возможностей участия граждан РК в процессах благоустройства городов».

перейти на страницу