ДОСТУП ОБЩЕСТВЕННОСТИ К ИНФОРМАЦИИ:
(результаты социологического исследования)
Право на получение информации занимает особое место среди других прав и свобод человека. Только хорошо информированная общественность может разумным образом выполнять свою обязанность по формированию гражданского общества. И поскольку мы живем в обществе, в социуме, где существуют определенные институты власти, аккумулирующие в своих банках данных большой объем общественно-значимой информации, в том числе и касающейся нас лично, то особо важно для каждого члена общества иметь возможность ознакомиться с этой информацией, при этом в полном объеме и своевременно.
Исследовательская программа строилась таким образом, чтобы получить ответ на несколько вопросов. Для того, чтобы получить достаточно объективные данные, было решено охватить в процессе исследования несколько областей, не соприкасающихся географически. Опросы проводились в городах Алматы, Павлодаре, Атырау и Усть-Каменогорске. Объем выборочной совокупности составил 1405 респондентов. В исследовании был применен квотный принцип на основе этнодемографических, половозрастных, образовательных, социально-профессиональных критериев.
Прежде всего, необходимо было выяснить, из каких источников граждане чаще всего черпают информацию.
Во-вторых, информации каких структур являются наиболее необходимой.
В-третьих, надо было получить ответ на вопрос о том, как часто люди сталкиваются с ситуацией, когда им по тем или иным причинам отказывают в предоставлении информации.
В-четвертых, немалый интерес представляет вопрос о том, какую личную оценку дадут тем или иным государственным структурам, с деятельностью которых сталкиваются люди при решении каких либо своих проблем.
По итогам замера общественного мнения наибольшей популярностью в получении информации среди опрошенных пользуются электронные средства массовой информации. По масштабности привлечения населения к информационным передачам об общественно-политическом и социально-экономическом развитии государства безусловным лидером является телевидение. Его аудитория составила 90,32% респондентов. Печатные издания, как источник полезной информации и развлекательных сообщений, находятся на втором плане. Доля, читающих журналы и газеты, составила 82,91%. В данной ситуации это связано, в первую очередь, с высоким удельным весом в структуре выборки пенсионеров, безработных и домохозяек, финансовые возможности которых ограничены и не позволяют оформить подписку на ту или иную газету или журнал. Предпочтение радио отдали 43,27% респондентов. Треть опрошенных пользуются услугами Интернета, это в основном государственные служащие, работники торговли и сферы услуг и студенты. Каждый десятый респондент посещает сайты государственных органов. Чаще всего посещаются сайты акимов областей, г. Алматы, следом Правительства и Главы государства. Вместе с тем, о том, где находятся пункты общественного доступа, через которые можно бесплатно выйти на сайты государственных органов и получить необходимую информацию знают 23,20%, не знают – 75,16% респондентов.
Органы государственной власти — это органы публичной власти, призванные упорядочивать общественную жизнь и управлять общественными процессами в интересах граждан. Соответственно их деятельность должна быть открытой и прозрачной для тех, в интересах кого они работают.
Одной из задач данного исследования ставилось изучение положения дел с соблюдением прав граждан на доступ к информации в органах государственной власти, государственных учреждениях.
Респондентам был задан вопрос: «По Вашему мнению, обязаны ли сотрудники государственных органов предоставлять информацию гражданам?». 61,85% — считают, что должны всем, 21,92% — должны, но не всем, затруднились ответить — 13,38%. Высокий процент респондентов считающих, что информация обязана предоставляться, но не всем, свидетельствует о неосознанности населением своих непосредственных прав и обязанностей, закрепленных законодательно. Если они не входят в сферу жизненных интересов, то возникает ситуация, способствующая произволу деятельности органов, которым делегируется принятие решений по наиболее важным для общества вопросам.
К тому же, в ходе исследования был определен рейтинг государственных учреждений, наиболее посещаемых населением. На вопрос: «В какие государственные органы Вы обращались в последнее время за необходимой информацией?», были получены следующие ответы.
Структура | Проценты |
Органы здравоохранения | 32,03 |
Органы социальной защиты | 28,47 |
Органы жилищно-коммунального хозяйства | 21,21 |
Органы образования | 19,72 |
Органы юстиции (миграционная служба, ЦОН и др.) | 19,15 |
акиматы | 13,95 |
Правоохранительные органы (полиция, МАИ и др.) | 12,24 |
Центры недвижимости | 9,61 |
Органы, регулирующие земельные отношения | 6,90 |
Судебные органы | 4,27 |
Органы культуры | 3,06 |
Прокуратура | 2,14 |
Органы внутренней политики | 1,64 |
КНБ | 0,78 |
Вместе с тем, ответы вышеуказанных органов не в достаточной степени удовлетворяют получателей информации. Из 11.89% респондентов, которые вовсе не получили информацию, выделяются представители органов социальной защиты (31,74%), органы здравоохранения (25,15%), органы жилищно-коммунального хозяйства (24,55%), далее идут органы образования, юстиции, правоохранительные органы и акиматы.
Учреждения, указанные в таблице, были избраны в силу наличия в них информации, представляющей общественную значимость и для разрешения конкретных социальных вопросов, для помощи конкретным людям, которые обращались за информацией. Результаты исследования выявили тенденцию, что из числа респондентов, отметивших себя как живущих в полном достатке, чаще всего сталкиваются с необходимостью в получении информации, предоставляемой органами юстиции и образования; граждане со средним уровнем достатка чаще обращались в органы здравоохранения и образования. Респонденты, выбравшие вариант ответа «…с трудом свожу концы с концами» в большинстве случаев обращаются в органы здравоохранения и социальной защиты. В органы прокуратуры и КНБ в связи со спецификой деятельности обратился лишь каждый двадцатый опрошенный.
Чтобы выяснить насколько действия или бездействия государственных служащих являются правомерными в оценках граждан, в предоставлении им необходимой информации респондентам был задан вопрос: «Если Вы обращались за информацией к сотрудникам государственных органов, получили ли Вы качественную информацию?». Значительная часть опрошенных, а именно 34,66% указывают, что при рассмотрении обращений получили информацию, но не качественную. С игнорированием со стороны государственных служащих по вопросу предоставления информации, то есть не получивших вовсе информацию столкнулось 11,89%.
Основным механизмом функционирования государственных учреждений, по мнению респондентов, до сих пор являются бюрократизм и коррупция. Четверть опрошенных утверждает, что лично сталкивались с проблемой взяточничества и коррупции. Еще четверть респондентов говорят, что с этими явлениями сталкивались их близкие и родственники. Среди опрошенных доминируют работники торговли и сферы услуг и люди пенсионного возраста. На вопрос: «Сталкивались ли Вы лично с проблемой взяточничества и коррупции?» мнения респондентов в разрезе городов выглядят следующим образом.
Алматы | Атырау | Павлодар | Усть-Каменогорск | |
лично сталкивался | 22,47% | 9,17% | 21,00% | 32,67% |
сталкивались близкие и родственники | 26,52% | 10,00% | 24,00% | 30,92% |
Мнение населения относительно деятельности структур государственной власти
Структура | отлично | хорошо | удовлетво-рительно | неудовлетво-рительно | затрудняюсь ответить |
Органы социальной защиты | 6,90 | 19,36 | 34,31 | 12,67 | 22,99 |
Правоохранительные органы (полиция, МАИ и др.) | 6,69 | 13,17 | 29,82 | 19,93 | 26,62 |
Органы юстиции (миграционная служба, ЦОН и др.) | 7,05 | 16,37 | 27,26 | 13,10 | 32,38 |
Органы образования | 5,62 | 18,72 | 36,01 | 11,53 | 24,91 |
Органы здравоохранения | 4,63 | 19,64 | 36,44 | 18,65 | 17,01 |
Органы жилищно-коммунального хозяйства | 3,20 | 11,53 | 24,77 | 29,96 | 26,55 |
Органы культуры | 4,63 | 18,93 | 25,84 | 7,26 | 39,22 |
КНБ | 3,13 | 10,96 | 13,81 | 5,48 | 62,21 |
Прокуратура | 3,77 | 10,68 | 15,30 | 8,68 | 57,15 |
Судебные органы | 3,20 | 11,03 | 17,22 | 10,25 | 54,09 |
акиматы | 4,06 | 13,45 | 25,98 | 12,46 | 40,07 |
Органы внутренней политики | 2,56 | 11,46 | 18,79 | 9,75 | 52,74 |
Центры недвижимости | 4,06 | 10,96 | 20,71 | 17,22 | 42,78 |
Органы, регулирующие земельные отношения | 2,28 | 9,54 | 20,21 | 21,00 | 43,27 |
Наибольшим доверием среди всех перечисленных органов власти, у опрошенных пользуется Глава государства. Результаты деятельности Президента страны на данном этапе времени поддерживают и оценивают на «хорошо» и «отлично» 64,31% респондентов и на «удовлетворительно» 22,85%. Работу правительства респонденты оценили на «отлично» — 9,25%, на «хорошо» — 31,17%, на «удовлетворительно» — 33,59% и оценили как «неудовлетворительно» — 12,10% из общего числа респондентов. Результаты деятельности депутатов Парламента оцениваются респондентами как «отлично» и «хорошо» соответственно 8,97% и 25,34%, «удовлетворительно» — 31,96% и не удовлетворены работой народных избранников – 14,45%.
Работу акимов областей, г.Алматы респонденты оценили на «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно» 63,85% в совокупности, и как «неудовлетворительно» — 14,52%. Затруднились оценить работу 20,64% опрошенных.
Таким образом, можно сделать некоторые выводы относительно ранее поставленных задач исследования.
Во-первых, наиболее распространенными по масштабности привлечения населения к информационным передачам об общественно-политическом и социально-экономическом развитии государства являются электронные средства массовой информации.
Во-вторых, наибольший интерес для населения представляет собой информация, относящаяся к компетенции органов социальной сферы.
В-третьих, уровень получения качественной информации низок, лишь 17,15 процентам респондентов предоставили полную информацию. Треть респондентов указали на некачественную информацию и каждый десятый отметил позицию «не получили вовсе». Частота отказов зависит не только от своеволия государственных чиновников и других носителей информации, к которым обращаются люди, но и от характера самой запрашиваемой информации, от умения составить запрос и множества других факторов. Однако на данном этапе анализа имеет смысл просто зафиксировать тот факт, что 34,66% опрошенных регулярно встречаются со сложностями в получении необходимой и качественной им информации.
В-четвертых, в оценках респондентов, среди государственных структур, наименьший рейтинг в вопросе получения необходимой информации имеют органы жилищно-коммунального хозяйства, органы, регулирующие земельные отношения, и правоохранительные органы (полиция, МАИ и др.).
Таким образом, значимость проблемы свободы доступа к информации осознана простыми гражданами. Вывод о том, что легких и быстрых решений в сфере обеспечения информационной прозрачности нет.
Если заинтересованные государственные структуры примут принципиальное решение о координации своей деятельности в решении проблем доступа населения к информации, то в перспективе информация может стать юридической защитой граждан от бюрократических проволочек и препон, каковой она пока не является на сегодняшний день. Это необходимо для всего спектра социально-экономических задач, стоящих сегодня перед страной, обществом и каждым человеком.
Май 27, 2008