Основная цель Проекта «Повышаем качество жизни, защищая свои права» — это повлиять на повышение качества социальных услуг, оказываемых населению в Республике Казахстан. Указанная цель задала основное направление для данного исследования.
Рассмотрев несколько десятков нормативных правовых актов, мы приходим к выводу, что в действующем законодательстве на момент исследования не содержится ни одной нормы, закрепляющей определение «социальная услуга». Нет также используемых в некоторых местных источниках, и содержащихся в законодательстве ряда зарубежных стран, таких понятий, как «публичная услуга» или «общественная услуга». Тем не менее, сочетание «социальная услуга» фактически уже довольно широко используется и в профессиональном лексиконе и в письменных документах многими государственными органами и другими заинтересованными лицами, а также в некоторых нормативных правовых актах. Например, в п.2 ст. 1 Закона «О социальной защите инвалидов» от 13 апреля 2005 года № 39-III ЗРК приводится следующее определение понятия «государственные стандарты социального обслуживания» — правила, устанавливающие объем социальных услуг и порядок их предоставления инвалидам и детям-инвалидам, а также престарелым в медико-социальных учреждениях, отделениях социальной помощи на дому и в территориальных центрах социального обслуживания. В Типовых Правилах социального обслуживания в территориальных центрах социального обслуживания одной из функций центров является (пп.2 п.7) предоставление социальных услуг. И далее в текстах обоих актов неоднократно встречается понятие «социальные услуги», однако определение социальной услуги как таковой не приводится.
Вместе с тем, единственным источником, в котором закреплено определение «социальная услуга» на сегодняшний день является Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2008 года N 656 «О проекте Закона Республики Казахстан «О социальных услугах». В указанном документе приводится следующее определение: социальная услуга — деятельность субъектов, предоставляющих общие и (или) специальные социальные услуги, по удовлетворению социальных потребностей лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации. Однако данный документ и приведенное в нем определение на настоящий момент являются лишь проектом. Договоримся, что за неимением другого определения для целей настоящего исследования будем использовать определение «социальная услуга», приведенное выше.
Не обнаружив определения «социальная услуга», двигаясь по пути анализа далее, пытаемся найти максимальное количество определений для понятия «услуга». Определение данного понятия закреплено в нескольких актах, в частности, п.10 ст.1 Закона РК «О техническом регулировании»: услуга — итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.
Понятие «услуга» есть также в Законе «О государственных закупках» (ст.1 п.9): услуги — деятельность, направленная на удовлетворение потребностей заказчика, не имеющая вещественного результата.
Детально рассмотрев некоторые акты, мы прослеживаем четкую тенденцию к стандартизации услуг, в том числе, предоставляемых в социальной сфере. Так, в Ведомственном стандарте Агентства Республики Казахстан по статистике ВСТ 1.13-2006, Статистический классификатор услуг, под услугой понимается — изменение в состоянии экономической единицы (лица, предприятия и т.д.) или товара, принадлежащего этой экономической единице, в результате деятельности другой экономической единицы в соответствии с предварительным соглашением с первой единицей. Данный Стандарт содержит Отдел 75 — УСЛУГИ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ОБОРОНЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ОБЩЕСТВУ В ЦЕЛОМ; УСЛУГИ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ. В данном Отделе есть услуги под кодом 77.30.11 — Услуги в области обязательного социального обеспечения по предоставлению пособий по болезни, материнству и временной нетрудоспособности. Приведенные под этим кодом услуги, вполне можно назвать социальными.
Существует также ГОСТ 30335-95 Услуги населению. Термины и определения. Как сказано в п.1 ГОСТа – Область применения — Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области стандартизации, сертификации и управления качеством в сфере услуг, оказываемых населению. Настоящий ГОСТ содержит большое количество определений, имеющих значение для целей нашего исследования. Во-первых, в п.1 находим еще одно определение услуги: Результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Как отмечено в Примечании — По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные. Далее раскрывается определение материальной услуги: Услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. И, что еще более важно, есть определение социально-культурной услуги:Услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя. Примечание дополнительно поясняет — Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д. Таким образом, последнее определение является, пожалуй, наиболее близким к понятию социальная услуга. Кроме того, в данном ГОСТе мы встречаем понятие «управление качеством в сфере услуг», на данном понятии остановимся подробнее позже.
В п. 33 ст. 1 Закона РК «Об информатизации» закреплено определение «электронной услуги»: предоставление физическим и юридическим лицам информационных, интерактивных и транзакционных услуг с применением информационных технологий. На наш взгляд, это достаточно прогрессивная норма, учитывая роль ИКТ в современном обществе, а также внимание, уделяемое государством развитию е-правительства и электронной демократии.
С принятием Закона Республики Казахстан от 29.12.2008 N 114-4 «О специальных социальных услугах» широко стало использоваться понятие «Специальные социальные услуги» — комплекс услуг, обеспечивающих лицу (семье), находящемуся в трудной жизненной ситуации, условия для преодоления возникших социальных проблем и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Однако, на наш взгляд, данное определение, во-первых, не отражает всего спектра и разнообразия возможных социальных услуг, кроме того, зачастую подменяет собой более широкое понятие «социальная услуга».
Таким образом, в действующем законодательстве существуют нормы, определяющие такие понятия, как: услуга, электронная услуга, специальная социальная услуга, социально-культурная услуга. Но нет отдельно закрепленного определения «социальная услуга».
Предполагая, что социальные услуги, это услуги, оказываемые в социальной сфере, следующим шагом исследования мы предприняли попытку найти в законодательстве определение понятия «Социальная сфера». Однако не удалось найти ни одной нормы, закрепляющей данное понятие. Как правило, под социальной сферой понимается сфера жизнедеятельности общества, в которой обеспечивается определенный уровень благосостояния, качества жизни населения вне непосредственной сферы материального производства. К социальной сфере обычно относят: образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, физкультуру и спорт, туризм. Согласно определению Современного экономического словаря (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.), Социальная сфера — совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние, потребление.. К социальной сфере относят, прежде всего, сферу услуг (образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение,, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).
Исходя из приведенного выше определения, можно предположить, что под социальной услугой может пониматься услуга, оказываемая в любой из перечисленных сфер жизнедеятельности.
Возникает вопрос о том, кто может являться поставщиком социальных услуг? Попробуем проанализировать законодательство с этой точки зрения. В качестве рабочей гипотезы предположим, что с точки зрения поставщика услуги могут оказываться государственными и негосударственными, коммерческими и некоммерческими организациями.
Отвечая на поставленный вопрос, мы находим в действующем законодательстве определение «государственная услуга». Обращаемся к Закону РК «Об административных процедурах», в ст.1 п.2-2 которого находим определение:Государственная услуга — деятельность, основанная на функциях, полномочиях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан, финансируемая за счет бюджетных средств и из бюджета (сметы расходов) Национального Банка Республики Казахстан, направленная на обеспечение прав, свобод, защиты законных интересов и удовлетворение потребностей физических и юридических лиц, осуществляемая в соответствии со стандартами государственных услуг.Согласно ст. 15-1 указанного Закона: «Субъектами оказания государственных услуг являются государственные органы, иные государственные учреждения, государственные предприятия, физические и юридические лица. Оказание государственных услуг обеспечивается государственными органами. Деятельность по оказанию государственной услуги должна соответствовать требованиям стандарта государственной услуги. Правительством Республики Казахстан утверждается реестр государственных услуг». Из всего перечисленного следует, что законодательство уделяет большое значение государственной услуге и процессу ее предоставления, существует определение, вводятся стандарты, регламенты, утверждается реестр таких услуг. При этом поставщиками государственных услуг могут быть «государственные органы, иные государственные учреждения, государственные предприятия, физические и юридические лица», т.е. не только государство.
В Законе «О специальных социальных услугах» в п.2 ст.1 закреплено определение субъектов, предоставляющих специальные социальные услуги: физические и (или) юридические лица, занятые в государственном и негосударственном секторах по предоставлению специальных социальных услуг. Таким образом, поставщиками специальных социальных услуг по закону могут быть как государственные, так и негосударственные лица.
В подтверждение предыдущего тезиса обратимся к п.3 Типовых правил социального обслуживания на дому детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, детей группы риска от 1,5 до 3 лет, утвержденных Приказом Министра труда и социальной защиты населения РК от 1 декабря 2005 года №306-п, в котором говорится, что: Предоставление специальных социальных услуг детям на дому осуществляется субъектами государственной и частной форм собственности (отделения социальной помощи на дому; службы поддержки семьи и ребенка; службы раннего вмешательства; реабилитационные центры; структурные подразделения медико-социальных учреждений и иных объектов социального обслуживания) (далее — субъекты надомного обслуживания.
Примечательно, что действующее законодательство не только предусматривает возможность предоставления социальных услуг государственными и негосударственными учреждениями, но и прямо говорит о том, что данные услуги могут оказываться неправительтсвенными организациями. Например, в Типовых Правилах социального обслуживания на дому есть целый Раздел 4 — Организация социального обслуживания на дому неправительственными организациями. В данном разделе в п.22 читаем: «За счет бюджетных средств надомное обслуживание неправительственными организациями осуществляется в соответствии с законодательством о государственном социальном заказе». В п. 24 говорится, что надомное обслуживание организует поставщик услуг. В пункте 27 есть прямое упоминание социальных услуг: Поставщик услуг создает условия для предоставления качественных социальных услуг (обеспечение социальных работников униформой, хозяйственными принадлежностями: моющие средства, ветошь, резиновые перчатки и т.д. и хозяйственным инвентарем, при необходимости транспортным средством или проездными билетами).
Не обнаружив законодательно закрепленного понятия «социальная сфера», мы решили рассмотреть еще два понятия, суть которых тесно связана с регулирвоанием общественных отношений в сфере предоставления социальных услуг. Речь идет о «социальной защите» и «социальной помощи». Действующее казахстанское законодательство достаточно четко определяет и разделяет эти понятия. Социальная защита — это система, призванная обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния граждан, которые в силу обстоятельств (старость, состояние здоровья, потеря кормильца или работы и иные законные основания) не могут быть экономически активными и обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде. (Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2001 года N886 «Об одобрении Концепции социальной защиты населения Республики Казахстан»). Понятия «социальная помощь» в законодательстве нет, однако согласно п.1 ст.1 Закона РК «О государственной адресной социальной помощи», под таковой понимается:государственная адресная социальная помощь — выплата в денежной форме, предоставляемая государством лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной в областях (городе республиканского значения, столице). Статья 15 Закона «О социальной защите инвалидов» гласит: Социальная защита инвалидов обеспечивается путем предоставления социальной помощи, медицинской, социальной и профессиональной реабилитации, образования и иных мер, направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Исходя из данного определения, делаем вывод о том, что социальная защита — это более емкое понятие, нежели социальная помощь, защита включает в себя помощь. Определение понятия «социальная помощь», применительно к инвалидам, приводится тут же в ст.16: Социальная помощь инвалидам включает выплаты в виде государственных пособий, компенсаций и иных выплат, предусмотренных законодательством Республики Казахстан. В Правилах организации деятельности Центров социальной адаптации для лиц, не имеющих определенного места жительства, утвержденных Приказом и.о. Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 25 апреля 2000 г. N 99-п, в п. 20 находим видысоциальной помощи, оказываемые Центрами: 1) предоставление бесплатно койко-мест с постельными принадлежностями для ночлега; 2) предоставление возможности бытового самообслуживания (стирка и утюжка личного белья, одежды, чистка обуви и др. услуги); 3) содействие в оформлении пенсий, пособий, при наличии показаний — в установлении группы инвалидности, определении в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические, оказании других социальных услуг; 4) содействие в получении через благотворительные фонды, спонсоров материальной помощи, выделение талонов на питание в закрепленной столовой (или столовой при Центре).
Все эти нормы позволяют сделать вывод о том, что в действующем законодательстве под социальной защитой понимается комплекс мер по созданию и обеспечению определенного уровня существования, а под социальной помощью законодательство, как правило, имеет в виду выплаты в денежной форме либо иные виды материальной помощив натуральном выражении.
Следующий аспект для анализа — это качество услуг. Очасти мы уже затронули этот вопрос выше, обнаружив в ГОСТе 30335-95 такое понятие, как «управление качеством в сфере предоставления услуг». Исходя из международной практики и тенденций развития сферы управления качеством в Казахстане, мы понимаем, что управление качеством, означает, прежде всего, их стандартизацию, описание процессов предоставления услуги, максимально четкое определение того, что получит потребитель в результате получения какой-либо услуги. Как сказано в п.1 ГОСТа – Область применения — Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области стандартизации, сертификации и управления качеством в сфере услуг, оказываемых населению. ГОСТ содержит Раздел 5, дающий определения некоторых понятий в области управления качеством услуг. Во-первых, дается определение понятия «качество услуги» (п.30): Совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя. Присутствует также определение качества обслуживания (п.31): Совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя. Кроме того, есть еще два определения, имеющих непосредственное отношение к нашему исследованию — свойство услуги (обслуживания), п.32: Объективная особенность услуги (обслуживания), которая проявляется при ее оказании и потреблении (его осуществлении); и показатель качества услуги (обслуживания), п.33: Количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги (обслуживания), составляющих ее (его) качество.
Следующий вопрос для анализа – что имеется в виду под стандартизацией и стандартами услуги и социальных услуг, в частности. Прежде всего, в Законе Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года № 603-II «О техническом регулировании» в п.12 ст.1 дается определение государственного стандарта – это стандарт, утвержденный уполномоченным органом и доступный широкому кругу потребителей. Пункт 38 указанного Закона закрепляет определение стандарта вообще —документ, который в целях многократного и добровольного использования устанавливает правила, общие принципы и характеристики к объектам технического регулирования, утвержденный в порядке, предусмотренном уполномоченным органом. В целом, согласно положениям указанного Закона основными целями технического регулирования, в частности, регламентации и стандартизации являются: единство и целостность государственной системы технического регулирования, а также применение единой терминологии, правил установления требований к продукции, услуге, процессам. Стандартизация процессов должна привести в конечном итоге к унификации, единому пониманию того, что означает тот или иной процесс, например, социальная услуга, каким образом она должна предоставляться. Стандартизация должна минимизировать влияние человеческого фактора, субъективности при понимании и предоставлении социальной услуг, минимизировать влияние традиций и внутренних ритуалов, которые зачастую имеют место в том или ином органе. А в качестве конечного результата стандартизация должна привести к повышению качества социальных услуг и уровню удовлетворенности потребителей.
За период 2009 года специальные социальные услуги стали хорошо известным определением в своей среде, и данная область становится все более детально регламентированной с точки зрения законодательства. В данной сфере также закрепляется необходимость стандартизации. В Законе «О специальных социальных услугах» в п.3 ст.1 находим определение: стандарты оказания специальных социальных услуг — нормативные правовые акты, устанавливающие качество, объем и условия предоставления специальных социальных услуг. В п.6 ст.5 Закона закреплена норма, согласно которой Специальные социальные услуги должны соответствовать стандартам оказания специальных социальных услуг. В целом законодательство о специальных социальных услугах на сегодняшний день является, пожалуй, наиболее передовой, логично выстроенной системой нормативных правовых актов. В продолжение норм о стандартах оказания специальных социальных услуг, закрепленных в Законе и в соответствии с Законом «О специальных социальных услугах», Приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 января 2009 года № 26-п «Об утверждении стандарта оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения» был разработан указанный стандарт. В данном Стандарте установлены основные виды специальных социальных услуг, оказываемых детям с учетом их индивидуальных потребностей, объемы и условия их предоставления. Всего установлено 6 видов услуг, примечательно, что они используются в комбинированном сочетании с определением «социально»: 1) социально-бытовые услуги, 2) социально-медицинские услуги, 3) социально-психологические услуги, 4) социально-педагогические услуги, 5) социально-экономические услуги, 6) социально-правовые услуги. Далее Стандарт дает исчерпывающий перечень каждого из приведенных видов услуг. Стандарт также имеет Приложение – Объемы предоставления специальных социальных услуг, в котором содержатся: Нормы одежды и мягкого инвентаря, а также сроки их носки и использования для организаций стационарного типа; Длительность проведения занятий организаций стационарного и полустационарного типа; Минимальные штатные нормативы персонала в организациях стационарного типа. Постановлением Правительства РК от 14 марта 2009 года № 330 утвержден также гарантированный объем специальных социальных услуг, которой тоже включает уже перечисленные выше шесть видов услуг: социально-бытовые; социально-медицинские; социально-психологические; социально-педагогические; социально-экономические; социально-правовые услуги.
Закон «О социальной защите инвалидов» в п.2) ст.1 также дает определение государственных стандартов социального обслуживания — правила, устанавливающие объем социальных услуг и порядок их предоставления инвалидам и детям-инвалидам, а также престарелым в медико-социальных учреждениях, отделениях социальной помощи на дому и в территориальных центрах социального обслуживания. В ст. 7 Закона говорится о том, что разработка государственных стандартов социального обслуживания инвалидов является компетенцией уполномоченного органа в области социальной защиты населения и его территориальных подразделений.
Учитывая, что предметом настоящего исследования является именно сфера услуг, хоть и социальных, и мы уже рассмотрели такие понятия, как услуга, социальная услуга, а также затронули частично понятия регламенты и стандарты, предлагается еще более подробно остановиться на стандартах. Государственная система технического регулирования Республики Казахстан включает в себя СТ РК 1.28-2002 – Стандартизация услуг. В Разделе 1 — Область применения, говорится, что: Настоящий стандарт определяет цели и задачи стандартизации в сфере услуг и устанавливает основные положения стандартизации услуг, классификацию услуг, объекты стандартизации в сфере услуг, структуру и состав нормативных документов, общие требования к составлению документов. Данный стандарт содержит такие определения, как Услуга для потребителя (п.3.2): Совокупность процесса и результата целевой деятельности исполнителя услуги по удовлетворению конкретной потребности индивидуального заказчика;п.3.3 — Индивидуальный заказчик: Гражданин, вступающий в договорные отношения с исполнителем услуги; п.3.4 Исполнитель услуги: Предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу потребителю.
Требования указанного стандарта обязательны для предприятий, организаций, предпринимателей, а также иностранных юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере услуг на территории Республики Казахстан, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Типовые правила социального обслуживания детей-инвалидов с психоневрологическими патологиями в условиях полустационара, утвержденные Приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 1 декабря 2005 г. № 306-п, в п.24 также закрепляют норму, согласно которой: Специальные социальные услугипредоставляются в соответствии со Стандартом оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения с учетом индивидуальных потребностей детей, отраженных в индивидуальных плана.
В п.8. Типовых правил социального обслуживания на дому детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, детей группы риска от 1,5 до 3 лет также находим ссылку на Стандарт оказания специальных соцуслуг: Субъекты надомного обслуживания, созданные местными исполнительными органами, предоставляют услуги детям на дому в рамках гарантированного объема специальных социальных услуг в соответствии со Стандартом оказания специальных социальных услуг в области социальной защиты населения, утвержденным Приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 января 2009 года № 26-п.
В Законе «Об административных процедурах» дается определение стандарта государственной услуги (ст.1 п.2-3.):Стандарт государственной услуги — нормативный правовой акт, устанавливающий требования к оказанию государственной услуги, включающий характеристики процесса, формы, содержания и результата оказания государственной услуги. В п.2 ст. 9-1 настоящего Закона говорится о том, что: По вопросам организации и порядка внутренней деятельности и деятельности во взаимодействии с физическими и юридическими лицами по оказанию государственной услуги государственный орган принимает стандарт государственной услуги. Стандарт государственной услуги принимаются по каждой государственной услуге, входящей в компетенцию государственного органа. Типовой стандарт оказания государственной услуги утвержден Постановлением Правительства РК от 30.06.07г. №558. На наш взгляд, используя данный Типовой стандарт, как основу для разработки своего собственного стандарта, госорган может создать работающий документ или, скорее – инструмент, серьезно влияющий на повышение качества государственных услуг. Типовой стандарт содержит также Приложение, включающие так называемые «показатели доступности», а именно: своевременность, качество, доступность, процесс обжалования и даже вежливость.
Показатели рассчитываются в соответствии с Модельными методическими рекомендациями по определению показателей стандартов государственных услуг, утвержденными приказом Председателя Агентства РК по делам государственной службы от 08.12.2006г. № 02-01-02/172. Рекомендации содержат Раздел 1.1 Ключевые показатели, в котором мы находим еще одно определение государственной услуги: Результат взаимодействия государственного органа, учреждения, а также иной организации, выполняющей государственный заказ, с заинтересованными физическим и юридическим лицами, а так же внутренней деятельности поставщика, направленный на удовлетворение законных прав и интересов потребителей. Под Показателями качества и доступности государственных услуг понимается: Совокупность количественных и качественных параметров, позволяющих измерять, учитывать, контролировать и оценивать результат предоставления государственных услуг. И еще одно важное определение — Стандарты государственных услуг: Регламенты обслуживания физических и юридических лиц, содержащих принципы, требования, нормативные значения показателей доступности и качества и другие нормы, обязательные для выполнения и обеспечивающие право потребителей на получение государственных услуг установленного качества. Как отмечается в Рекомендациях, данный подход к определению показателей стандартов государственных услуг соответствует международной практике развитых стран. Рекомендации содержат достаточно много ссылок на мировой опыт и содержат конкретные предложения именно в этом разрезе. Например, отмечается, что стандарты в соответствии с мировым опытом целесообразно разрабатывать для наиболее важных для населения страны услуг, которые предоставляются уполномоченными органами и учреждениями. Для определения состава приоритетных услуг необходимо, чтобы они соответствовали определенным требованиям. Одним из таких требований является социальная и экономическая значимость предоставляемой услуги, что означает направленность на обеспечение социальных прав граждан. В данную группу услуг входят выдача пособий малоимущим, безработным и другим социально уязвимым слоям населения. Так же в эту категорию услуг могут входить услуги связанные с регистрацией предпринимательской деятельности и некоторые другие. В системе здравоохранения в число таких услуг входят услуги, оказываемые в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Экономическая значимость определяется для каждой услуги индивидуально, на основе экспертных оценок специалистов соответствующей отрасли знаний.
Кроме того, для государственных услуг существует также Типовой регламент оказания государственной услуги, утвержденный Постановлением Правительства РК от 30.06.07г. №559. Типовой стандарт, регламент вместе с Приложениями, на наш взгляд, позволяет взглянуть на госуслугу, как на процесс и детально его описать, что, в свою очередь, позволяет улучшить качество услуги, обеспечить ее ясность и удобство для потребителя. Все это, конечно, станет возможным только при условии серьезного отношения, продуманного и внимательного отношения к данной работе.
Постановлением Правительства РК от 30.06.07г. №561 утвержден также Реестр государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам. Реестр содержит шесть разделов госуслуг, общее же количество услуг, включенных в Реестр – 132. В Реестре отражены также услуги, которые подпадают под принятое нами определение «социальные услуги», например, госуслуга №82 — Оформление документов на инвалидов для предоставления им протезно-ортопедической помощи.
Май 27, 2013