Мониторинг и оценка, исследования, проведение тренингов, разработка стратегий

imgАналитический отчет — 2.2.1. Доступ целевых групп к услугам — физический доступ

Под физическим доступом будем понимать реально существующую возможность целевых групп, несмотря на наличие физических, психических, прочих ограничений стать получателем социальной услуги. Говоря более конкретно, речь идет о возможности транспортировки к месту получения услуги (если это необходимо), передвижения в здании, помещении, иной точке предоставления услуги и т.п.

Начнем с инвалидов, как одной из самых многочисленных целевых групп, а также группы, часто имеющей ограничения в плане свободного передвижения без посторонней помощи. Закон «О социальной защите инвалидов» содержит отдельную статью 25 — Обеспечение инвалидам доступа к объектам социальной инфраструктуры. Поскольку каждый пункт данной статьи имеет значения для нашего исследования, приведем ее полностью:

1. Местные исполнительные органы должны обеспечивать:

1) при проектировании, строительстве и застройке населенных пунктов, формировании жилых районов, благоустройстве вновь осваиваемых и реконструируемых территорий и других населенных пунктов в соответствии с государственными стандартами доступ инвалидам к жилым, общественным и производственным зданиям, сооружениям и помещениям;

2) при проектировании и строительстве открытых стоянок для временного хранения легковых автомобилей, размещаемых в пределах жилой застройки, а также при учреждениях обслуживания и объектах приложения труда, места для личных автотранспортных средств инвалидов;

3) с учетом государственных нормативов в области архитектуры, градостроительства и строительства внеочередное предоставление мест инвалидам под строительство гаражей или стоянок для специальных средств передвижения, включая автомобили;

4) в местах расположения учреждений, ориентированных на обслуживание инвалидов, а также в наиболее людных местах установление специальных светофоров с синхронными звуковыми и световыми сигналами, дорожных знаков и указателей, пешеходных переходов, обустроенных звуковыми и световыми устройствами.

2. Сдача в эксплуатацию объектов жилищно-гражданского и коммунального назначения не допускается без участия в составе государственной приемочной комиссии по приемке представителя территориального подразделения уполномоченного органа в области социальной защиты населения.

3. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также юридические лица в соответствии с государственными стандартами обязаны создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к транспортным средствам общего пользования, жилым, общественным и производственным зданиям, сооружениям и помещениям, свободной ориентации и передвижения в аэропортах, железнодорожных вокзалах, автовокзалах, автостанциях, морских и речных портах.

В тех случаях, когда указанные объекты невозможно приспособить для доступа инвалидов, соответствующими физическими и юридическими лицами должны быть разработаны и осуществлены необходимые меры, в наибольшей степени учитывающие потребности инвалидов.

При проведении государственными органами конкурсов на право обслуживания маршрутов по перевозке пассажиров преимущество имеют лица, транспортные средства которых приспособлены для доступа инвалидов.

Статья 27 Закона гарантирует инвалидам обеспечение доступа к культурно-зрелищным организациям и спортивным сооружениям, предписывая, что местные исполнительные органы обеспечивают инвалидам условия для доступа к культурно-зрелищным мероприятиям, а также спортивным сооружениям для занятия физической культурой и спортом, предоставление специального спортивного инвентаря. Инвалиды первой и второй групп и дети-инвалиды до восемнадцати лет пользуются перечисленными услугами за счет бюджетных средств, а инвалиды третьей группы — с уплатой пятидесяти процентов от стоимости указанных услуг.

Поскольку вышеприведенный Закон неоднократно делал ссылку на стандарты, нами был также рассмотрен СТ РК 1.53-2005 — Порядок разработки стандартов, направленных на удовлетворение потребностей пожилых людей и инвалидов. В Разделе 1 — Область применения, указывается, что Настоящий стандарт устанавливает положения и порядок разработки стандартов, направленных на удовлетворение потребностей пожилых людей и инвалидов. Положения стандарта предназначены для разработчиков государственных стандартов, в которые могут быть включены требования, направленные на удовлетворение потребностей пожилых людей и инвалидов (далее — людей с ограниченными возможностями), а также для использования при оценке степени отражения потребностей этих категорий людей, в стандартах.

Такого широкого перечня прав, который содержится в Законе «О защите прав инвалидов», на сегодняшний день нет ни в одном другом акте, ни для какой другой категории защищаемых граждан и получателей социальных услуг. Поэтому, возможно, мы сконцентрировались на анализе физического доступа к услугам только с точки зрения инвалидов. Хотя можно предположить, что если человек с ограничением физических возможностей сможет воспользоваться получением услуги, то это будет физически возможно и для иных категорий получатей социальных услуг.

img

Май 27, 2013

Проект: «Повышаем качество жизни, защищая свои права».

перейти на страницу