Мониторинг и оценка, исследования, проведение тренингов, разработка стратегий

imgАналитический отчет — 2.2.2. Доступ целевых групп к услугам — доступ к информации и образованию

Прежде всего, следует отметить, что право на доступ к информации, закреплено в основном законе Республики Казахстан — Конституции. В п.3 ст.18 Конституции содержится норма, в соответствии с которой «Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации». В п.2 ст.20 Конституции также закреплено право каждого свободно получать и распространять информацию любым не запрещенным законом способом. Таким образом, право на доступ к информации закреплено в Конституции Республики Казахстан. Нормативным правовым актом, который детализирует механизм реализации данного права, является Закон РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» от 12 января 2007 года, № 221-III ЗРК. Данный закон устанавливает общий порядок рассмотрения обращений и является основным нормативным актом, регламентирующим доступ к информации. Данный акт, имеющий статус закона, одинаково применим для всех органов государственной власти, не зависимо от их уровня и территориальности.

В нескольких нормативных правовых актах, находящихся по иерархии ниже Конституции, и регулирующих разные сферы деятельности, также содержатся нормы, гарантирующие реализацию права на доступ к информации. В частности, в Законе РК «Об охране здоровья граждан» есть отдельная статья 14, в которой закреплено право граждан на получение информации о состоянии своего здоровья и факторах, влияющих на здоровье. В этой статье закрепляется право граждан на: 1) получение информации о состоянии своего здоровья, здоровья супруга (супруги), близких родственников; 2) безвозмездное получение от государственных органов, организаций и лечащего врача в пределах их компетенции достоверной информации о методах профилактики, диагностики, лечения заболевания и медицинской реабилитации, факторах, влияющих на здоровье, включая состояние окружающей среды, условия труда, быта и отдыха; 3) получение от объектов и (или) субъектов фармацевтической деятельности, занимающихся розничной реализацией лекарственных средств, а также медицинских организаций информации о качестве, безопасности и эффективности лекарственных средств; 4) получение информации от организаций здравоохранения о возможных методах, способах лечения и последствиях клинических испытаний. 3. Гражданин имеет право знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны.

В Законе «О специальных социальных услугах» в ст.12 — Права и обязанности лица (семьи), находящегося в трудной жизненной ситуации: 1. Лицо (семья), находящееся в трудной жизненной ситуации, имеет право: 2) получать информацию о своих правах, обязанностях и об условиях предоставления специальных социальных услуг.

Далее был рассмотрен Закон РК «О социальной защите инвалидов в Республике
Казахстан». Инвалиды, как отдельная уязвимая категория граждан имеет ряд
специальных прав. В ст.14 Закона, помимо прочих прав, инвалидам также гарантируется обеспечение доступа к информации. В ст. 28 Закона — Обеспечение доступа инвалидов к информации, детализируется, каким именно образом государство обеспечивает инвалидам доступ к информации, в частности данное право реализуется посредством:

1) выпуска периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на аудиокассетах, дисках, рельефно-точечным шрифтом Брайля и видеокассетах с сурдопереводом;

2) организации сурдоперевода информационных программ не менее чем на одном из республиканских телевизионных каналов.

Типовые Правила социального обслуживания в территориальных центрах социального обслуживания в качестве одной из функций территориального центра (п. б) ст.7) также указывают информирование обслуживаемых лиц об их правах, объемах и видах социального обслуживания, Правилах внутреннего распорядка.

Как известно, в последние годы Интернет становится мощным информационным ресурсом, который помимо прочей информации стал содержать колоссальный объем информации и об услугах, предоставляемых государственными органами, в числе которых находятся и социальные услуги. Закон «Об административных процедурах» в соответствии с Законом РК от 18.06.07 г. № 262-III был дополнен статьей 15-2 — Предоставление государственными органами информационных услуг физическим и юридическим лицам. В пункте 1 данной статьи говорится о том, что для предоставления физическим и юридическим лицам информационных услуг государственные органы создают интернет-ресурсы. Пункт 2 ст.15-2 предписывает, что Интернет-ресурсы государственных органов, в том числе, должны содержать: 5) перечни общедоступных электронных информационных ресурсов и электронных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам; 7) образцы заявительных документов, принимаемых государственным органом к рассмотрению в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами; 9) информацию о порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц в государственном органе, график приема граждан, обзоры обращений, информацию о результатах их рассмотрения и принятых мерах; 16) аналитические доклады и обзоры информационного характера о деятельности государственного органа; 17) почтовые адреса, адреса электронной почты, телефоны справочных служб государственного органа, его структурных подразделений, территориальных органов и подведомственных организаций.

Законом Республики Казахстан от 11 июля 2002 года № 343-II «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями, статьей 16 предусматривается право родителей и иных законных представителей детей с ограниченными возможностями получать достоверную информацию о результатах обследования ребенка, целях и результатах индивидуальной социальной и медико-педагогической коррекционной поддержки, консультироваться в органах и организациях, занимающихся оказанием медицинских, специальных образовательных и специальных социальных услуг.
Говоря о доступности образования, рассматриваем Закон «Об образовании», в ст. 3 которого в качестве одних их принципов государственной политики в области образования провозглашаются: 1) равенство прав всех на получение качественного образования; 3) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица. Статья 8 Закона — Государственные гарантии в области образования гласит, что: Государство полностью или частично компенсирует расходы на содержание граждан Республики Казахстан, нуждающихся в социальной помощи, в период получения ими образования. К категории граждан Республики Казахстан, которым оказывается социальная помощь в рамках данного Закона, относятся: 1) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; 2) дети с ограниченными возможностями в развитии, инвалиды и инвалиды с детства, дети-инвалиды; 3) дети из многодетных семей; 4) иные категории граждан, определяемые законами Республики Казахстан. Закон «Об образовании» содержит также определение Специальных общеобразовательных учебных программ — Статья 19: 1. Специальные общеобразовательные учебные программы разрабатываются на основе общеобразовательных учебных программ и направлены на обучение и развитие детей с ограниченными возможностями, учитывают психофизические особенности и познавательные возможности обучающихся и воспитанников, определяемые с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогических консультаций. 2. Для лиц, нуждающихся в длительном лечении, а также для детей и подростков с ограниченными возможностями в развитии разрабатываются и внедряются специальные коррекционные общеобразовательные учебные программы. 3. Специальные общеобразовательные учебные программы реализуются в специальных организациях образования, предусмотренных законами Республики Казахстан, или на дому.

Закон «О социальной защите инвалидов» в ст. 14 наряду с другими правами инвалидов содержит также такие права, как: п.4) образование, свободный выбор рода деятельности, в том числе трудовой; п.6) профессиональную подготовку и переподготовку, восстановление трудоспособности и трудоустройство; п.9) поддержку творческих способностей инвалидов. Далее, в этом же Законе есть отдельная ст. 29 — Обеспечение инвалидам условий для получения образования и дошкольного воспитания, которая содержит ряд существенных норм, гарантирующих исполнение права, закрепленного в ст.14:

1. Инвалидам гарантируется получение бесплатного начального, основного среднего, общего среднего образования.

2. Для инвалидов первой и второй групп и детей-инвалидов при поступлении на учебу в организации образования, реализующие профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования, предусматривается квота приема в количестве, определяемом Правительством Республики Казахстан.

3. При участии в конкурсе на получение бесплатного государственного образования через бюджетное финансирование государственных образовательных грантов в случае одинаковых показателей преимущественное право имеют инвалиды первой и второй групп, инвалиды с детства, дети-инвалиды, которым согласно заключению медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих организациях образования.

4. Льготы по стипендиальному обеспечению инвалидам, обучающимся в организациях образования, реализующих профессиональные учебные программы технического и профессионального, послесреднего и высшего образования: по государственному заказу или гранту, предоставляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

5. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в дошкольных организациях общего типа и организациях среднего образования, создаются детские сады и другие специальные коррекционные организации в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

6. При отсутствии возможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных организациях и других учебных заведениях с учетом желания родителей или законных представителей воспитание и обучение проводятся на дому в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

7. Государство полностью или частично несет расходы на содержание инвалидов, инвалидов с детства и детей-инвалидов в период получения ими образования в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

img

Май 27, 2013

Проект: «Повышаем качество жизни, защищая свои права».

перейти на страницу