В интервьюировании приняли участие 4 госслужащих:
1. Калиева Малика Амангельдиновна, начальник отдела координации деятельности медико-социальных учреждений Управления координации занятости и социальных программ Павлодарской области, конт.тел.
2. Гладышева Светлана Анатольевна, начальник отдела координации и реализации молодежных и социальных инициатив Управления по вопросам молодежи Павлодарской области, конт. Тел. 8 7182 61-82-19
3. Шотаева Наталья Курмашевна, начальник отдела по работе с политическими партиями и НПО Управления внутренней политики Павлодарской области, конт. Тел. 8 7182 32-20-99
4. Алижанова Асель, бухгалтер Павлодарского областного центра формирования здорового образа жизни, 8 7182 65-19-82
Итоги интервью с начальником отдела координации деятельности медико-социальных учреждений Управления координации занятости и социальных программ Павлодарской области.
Государственный орган оказывает услуги по размещению ГСЗ с 2011 г., направленность ГСЗ — специальные социальные услуги (ССУ) инвалидам и престарелым в условиях ухода на дому и в условиях полустационара.
Вся конкурсная документация формируется на основании Закона РК «О государственных закупках» и правилах осуществления процедур государственных закупок. Для формирования лотов используются информация о потребностях в получении ССУ, которая предоставляется отделами занятости и социальных программ городов и районов до объявления конкурса. Объявление о начале проведения госзакупок размещается на сайте управления и на веб-портале госзакупок.
Основной критерий допуска НПО к участию в конкурсе — соответствие конкурсной заявки и технической спецификации документации управления. Для НПО конкурсная документация упрощена — не требуется подтверждать платежеспособность, предоставлять справку с налогового комитета, вносить обеспечение.
Управление регулярно проводит семинары с участием НПО, где разъясняется порядок оказания ССУ. Управление считает нецелесообразным создавать экспертную комиссию или совет с участием НПО для подведения итогов конкурсов. При определении победителей конкурса Управление ссылается на критерии отбора, которые прописаны в Законе «О государственных закупках».
Контроль за реализацией госсоцзаказа осуществляют местные отделы занятости и социальных программ городов и районов, отчетность предоставляется в управление. При оценке реализации программы используются индикаторы и показатели по стратегическому плану, в котором определены все прямые и косвенные результаты.
Были случаи недобросовестного исполнения договорных обязательств на основании прокурорской проверки. По мнению респондента, нарушения связаны с низкой финансовой дисциплиной НПО. Избежать этого управление смогло при проведении семинаров, разъяснительных работ с НПО.
Управление готово участвовать в проведении мониторинга и оценки данного государственного заказа, а также в мероприятиях, с ним связанных.
Итоги интервью с начальником отдела координации и реализации молодежных и социальных инициатив Управления по вопросам молодежи Павлодарской области.
Данное управление было сформировано в ноябре 2012 года, в 2013 году первый раз реализовывало государственный социальный заказ, сумма 124 000 000 тенге, 59 лотов. Тем не менее, сам респондент имеет опыт работы с ГСЗ в рамках Управления внутренней политики. Направления реализации молодежной политики в рамках ГСЗ осуществляются по 6 направлениями, предусмотренных в Законе РК «О государственном социальном заказе».
Конкурсная документация формируется на основании Законов РК «О государственных закупках», «О государственном социальном заказе». Лоты, представленные в конкурсной документации, отражают стратегию государства в реализации молодежной политики и основываются на государственной политике. Процедуры проведения конкурса прописаны в законах: утверждается приказ о проведении конкурса, информация о проведении публикуется на веб-сайтах госзакупок, сайте управления, в течение 20 дней принимаются заявки. По истечении этого срока заявки вскрываются, готовится протокол вскрытия, производится допуск на основании требований к конкурсным заявкам, публикуется протокол допуска, сбор ценовых предложений, проводится конкурс.
Основной критерий для определения победителей — цена, при которой учитывается условная скидка — опыт работы организации, казахстанское содержание. Управление также упростило требования к конкурсной документации, НПО не предоставляют банковскую гарантию и обеспечение. 1 транш определен в 10% от общей суммы, остальные выплаты производятся по окончанию услуги и предоставлению финансовой отчетности.
Ранее в качестве контроля использовались промежуточные и итоговые отчеты о реализации проектов, в это году надеются на участие во внешнем мониторинге проектов.
На вопрос, «Может ли управление самостоятельно внедрять какие-либо изменения для усовершенствования процедур?», респондент отметил, что в будущем планируют реализацию долгосрочных проектов и программ сроком от 3до 5 лет, что будет способствовать наиболее эффективной работе НПО-поставщиков услуг.
Итоги интервью с начальником отдела по работе с политическими партиями и НПО Управления внутренней политики Павлодарской области.
Респондент работает в управлении с момента его образования, с 2003 г. уже 10 лет, последний год в должности начальника отдела. Управление оказывает услуги по реализации ГСЗ с 2006 года, когда была принята программа по взаимодействию с НПО на 2006 -2009 гг. Каждый год суммы лотов увеличиваются, количество лотов находится в пределах от 12 до 15, в 2012 году было 13 лотов. Лоты формируются с учетом реализации Посланий и поручений главы государства, а также с учетом предложений Гражданского Альянса области.
Реализация ГСЗ осуществляется на основании законов РК «О государственных закупках», «О государственном социальном заказе», правилах государственных закупок. Основной критерий — наименьшая цена с учетом условной цены. К участию в конкурсе допускаются организации, находящиеся в другом регионе, так как это не запрещено Законом. Конкурсная документация содержит требования по предоставлению банковской гарантии или обеспечения. Сумма транша в 2012 году определись 40% предоплаты, 60% после акта выполненных услуг. В 2013 году 50%:50%.
Управление, кроме контроля со своей стороны в виде отчетности, 4 год будет проводить мониторинг хода реализации социальных проектов НПО. Да, мониторинг выявляет проблемы, в частности, НПО не предоставляют информацию для мониторинга, таким образом уклоняются от участия с нем. Результаты мониторинга пока не используются в силу разных причин — управление самостоятельно не может формировать «черный» список, понятие «недобросовестный поставщик» законодательно не существует, если только дело не разбирается в судебном порядке.
Особых проблем в реализации ГСЗ в управлении нет — процедуры отлажены, все возникающие вопросы решаются в рабочем порядке, с НПО установлены контакты и взаимопонимание.
Итоги интервью с бухгалтером Павлодарского областного центра формирования здорового образа жизни (информация предоставлена факсом, лично встретиться не смогли)
В КГКП «ПОЦФЗОЖ» реализация ГСЗ осуществляется с 2009 года, деятельность направлена на профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни и определяется Государственной программой развития здравоохранения «Саламатты Казахстан» на 2011-2015 годы.
Конкурсная документация, лоты формируются на основании Законов РК «О государственных закупках» с учетом изменений и дополнений, «О государственном социальном заказе», Правилами осуществления государственных закупок. На основании этих же законодательных актов осуществляется процедура проведения конкурса.
Контроль за реализацией ГСЗ осуществляет администратор социальных проектов через отчетность, анонимный опрос услугополучателей социальных услуг.
За весь период деятельности по реализации ГСЗ не поступало жалоб от услугополучателей, поставщиков услуг не было. В случае оказания некачественных услуг, Центр действовал бы на основании выше перечисленных законодательных документов.
Участвовать в мониторинге проектов в 2013 году согласны, готовы предоставить всю необходимую информацию для мониторинга.
Выводы на основании проведенных опросов:
1. Несмотря на то, что все опрошенные государственные структуры в своей деятельности по реализации государственного социального заказа основываются на одинаковые законодательные документы, есть ряд принципиальных отличий в процедурных моментах — требование/отсутствие банковских гарантий, обеспечения; процентное содержание траншей и др.
2. Предпосылками для формирования лотов на первом месте выступают, послания и поручения главы государства, требования государственной политики, государственные стратегические планы. Незначительным остается процент участия НПО в формировании лотов — только одно управление делает сбор предложений от НПО, и еще одно проводит оценку потребностей на основании запросов от районных отделов.
3. Администраторы государственного социального заказа не видят необходимости в привлечении независимых НПО для участия в конкурсных комиссиях и т.д..
4. Единственным критерием для определения проекта-победителя является цена с учетом условной.
5. Несмотря на то, что технические спецификации не предполагают разработку планов внутреннего мониторинга, не везде прописаны ясные и определяемые результаты, что значительно осложняет проведение мониторинга и оценки, Заказчики социальных услуг не могут, по их словам, самостоятельно вносить изменения в конкурсную документацию.
В результате опроса руководителей НПО нами был сформулирован перечень вопросов, ответы на которые мы надеемся получить при анализе конкурсной документации и законодательной базы. Мы выделили следующий спектр вопросов:
1. Как показывает практика, при наличии единого законодательства, одинаково применимого на всей территории РК, конкурсная документаций разных государственных органов отличается и варьируется — правомерно ли это?
2. Какими актами регламентируется наличие в технической спецификации индикаторов и показателей, а также системы внутреннего и внешнего мониторинга (у некоторых администраторов дается ссылка на постановление правительства, у других на стратегические планы)?
3. Правомерно ли требование о внесении конкурсного обеспечения/банковской гарантии? Если да, то какой процент составляет такое обеспечение?
4. Какими актами устанавливается размер траншей? Некоторые органы работают в соотношении 50% — предоплата, 50% — после подписания Акта, некоторые используют соотношение 10% : 90%.
5. Кто определяет продолжительность проектов? Практика показывает, что все проекты длятся менее 1 года, но многие говорят о возможности длительности проекта до 3 лет.
6. Чем может регламентироваться деятельность местных госорганов относительно изменения условий договоров и технической спецификации, в частности, по условиям о мониторинге проектов, наличии четких показателей/индикаторов, суммам траншей и т.д.?
7. Каковы критерии отбора проектов — победителей? Является ли цена, поставленная потенциальным поставщиком, ключевым показателем?
8. Каким образом формируются лоты? Является ли в этой части определяющим аспектом государственная политика?
9. Какое значение при проведении конкурсов играет экспертная оценка проектов, используется ли она вообще?
10. Существует ли у администратора обязанность использовать результаты мониторинга исполнения социального заказа? Какие действия должен предпринять администратор (например, обратиться в финансовую полицию, суд)?
11. Каким образом должно осуществляться информирование заинтересованных сторон о проведении конкурсов?
12. Правомерно ли участие в конкурсах, организованных на территории определенной области, потенциальных поставщиков из других регионов?
13. Является ли регистрация потенциального поставщика на сайте организатора закупок или регистрация иным образом обязательным условием для получения конкурсной документации? Может ли отсутствие такой регистрации стать основанием для недопуска к участию в конкурсе?
14. Может ли являться какая-либо информация, имеющая отношение к исполнению проектов, осуществляемых в рамках социального заказа, быть предметом государственных секретов или иной, охраняемой законом, информации?
Май 20, 2013