С апреля 2019 года ОФ «Десента» реализует проект «Передача части государственных функций представителям гражданского сектора с учетом расчета финансового и социального эффекта» в рамках государственного гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» и при поддержке Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан.
Этапы работы по проекту включали в себя следующую деятельность:
Таким образом, с т.з. законодательства, существует четыре вида или типа функций. Соответственно, неправомерно и не логично пытаться разработать какую-либо альтернативную типологию.
Также важно обратить внимание на еще один нормативный акт — Методику отбора функций центральных и (или) местных исполнительных органов для передачи в конкурентную среду (Приложение 3 к приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 июля 2019 года № 70). В Методике содержится понятие «неотъемлемо государственные функции» – функции центрального и (или) местного исполнительного органа, затрагивающие общенациональные интересы, выполнение которых прямо предписано политическими и социальными обязательствами государства, а также целесообразно и под силу только государственному аппарату. К неотъемлемо государственным функциям относятся:
1) направленные на защиту конституционного строя, охрану общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения, по осуществлению вывоза капитала, высшего надзора, досудебного производства по уголовному делу, оперативно-розыскной деятельности, правосудия, а также в сферах национальной, информационной безопасности, защиты государственных секретов, обороны, миграции, государственной статистики и иных функций, передача которых может нанести ущерб интересам государства;
2) стратегические;
3) связанные с реализацией права на государственное принуждение;
4) относящиеся к праву распоряжения государственным имуществом;
5) реализуемые в рамках международных обязательств и обязательств по международным договорам. Выполнение государственным органом данной функции прямо закреплено в международных документах (соглашениях, конвенциях, договорах).
Исходя из изложенного, мы понимаем, что из четырех типов функций передаче однозначно не подлежат стратегические. Контрольные, очевидно, тоже, поскольку они связаны с принуждением. Регулятивные связаны (в том числе) с управлением госактивами, поэтому также не передаются. Методом исключения мы приходим к возможности рекомендовать к передаче только реализационные функции.
Для целей данного проекта также важно отметить, что согласно п.п.3 п.2 Правил (Приложение 1 к приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 июля 2019 года № 70), к заинтересованным лицам относятся, в том числе, саморегулируемые и неправительственные организации.
Таким образом, результатом выполненной работы данного этапа проекта является Перечень функций, которые могут быть рекомендованы для передачи в конкурентную среду, а именно – представителям гражданского сектора.
Октябрь 28, 2019