Мониторинг и оценка, исследования, проведение тренингов, разработка стратегий

imgПеречень функций, выполняемых госорганами, которые могут быть переданы в конкурентную среду

С апреля 2019 года ОФ «Десента» реализует проект  «Передача части государственных функций представителям гражданского сектора с учетом расчета финансового и социального эффекта»  в рамках государственного гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив» и при поддержке Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан.

Этапы работы по проекту включали в себя следующую деятельность:

  1. Аналитическая работа по изучению положений всех центральных и местных государственных органов, включая городские и районные уровни государственного управления. По результатам изучения положений о государственных учреждениях было выявлено порядка 12 840 функций.
  2. Следующим шагом стала разбивка по типологиям функций на стратегические, поддерживающие, реализационные, регулятивные и контрольные. Согласно рабочей гипотезе наиболее подходящими для передачи представителям именно гражданского сектора можно расценивать реализационные функции.
  3. На следующем этапе из 12840 функций были выбраны от 1 до 4 от каждого отдельного взятого органа (управления, отдела, министерства и т.д.) для заполнения паспортов функций.
  4. Логическим продолжением предыдущего этапа стало получение информации для паспортов выбранных функций, для чего были направлены запросы в центральные и местные органы власти РК (всего 350 запросов). Паспорта функций создаются с целью оптимизации процедуры передачи несвойственных государственных функций в конкурентную среду.
  5. Анализ полученных паспортов функций стал следующим шагом реализации проекта. Всего от местных и центральных государственных органов было получено более 200 ответов, в числе которых были получены заполненные паспорта функций.
  6. На основании всех имеющихся данных был сформирован примерный перечень функций для передачи в гражданский сектор. При формировании перечня делался примерный анализ готовности рынка. В итоге был сформирован перечень Перечень функций , в который вошло 112 функций, выполняемых местными и центральными государственными органами, при этом функции местных органов рекомендовались для каждого из 17 регионов страны.

Таким образом, с т.з. законодательства, существует четыре вида или типа функций. Соответственно, неправомерно и не логично пытаться разработать какую-либо альтернативную типологию.

Также важно обратить внимание на еще один нормативный акт — Методику отбора функций центральных и (или) местных исполнительных органов для передачи в конкурентную среду (Приложение 3 к приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 июля 2019 года № 70). В Методике содержится понятие «неотъемлемо государственные функции» – функции центрального и (или) местного исполнительного органа, затрагивающие общенациональные интересы, выполнение которых прямо предписано политическими и социальными обязательствами государства, а также целесообразно и под силу только государственному аппарату. К неотъемлемо государственным функциям относятся:

1) направленные на защиту конституционного строя, охрану общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения, по осуществлению вывоза капитала, высшего надзора, досудебного производства по уголовному делу, оперативно-розыскной деятельности, правосудия, а также в сферах национальной, информационной безопасности, защиты государственных секретов, обороны, миграции, государственной статистики и иных функций, передача которых может нанести ущерб интересам государства;

2) стратегические;

3) связанные с реализацией права на государственное принуждение;

4) относящиеся к праву распоряжения государственным имуществом;

5) реализуемые в рамках международных обязательств и обязательств по международным договорам. Выполнение государственным органом данной функции прямо закреплено в международных документах (соглашениях, конвенциях, договорах).

Исходя из изложенного, мы понимаем, что из четырех типов функций передаче однозначно не подлежат стратегические. Контрольные, очевидно, тоже, поскольку они связаны с принуждением. Регулятивные связаны (в том числе) с управлением госактивами, поэтому также не передаются. Методом исключения мы приходим к возможности рекомендовать к передаче только реализационные функции.

Для целей данного проекта также важно отметить, что согласно п.п.3 п.2 Правил (Приложение 1 к приказу Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 июля 2019 года № 70), к заинтересованным лицам относятся, в том числе, саморегулируемые и неправительственные организации.

Таким образом, результатом выполненной работы данного этапа проекта является Перечень функций, которые могут быть рекомендованы для передачи в конкурентную среду, а именно – представителям гражданского сектора.

img

Октябрь 28, 2019

Проект: Передача части государственных функций представителям гражданского сектора с учетом расчета финансового и социального эффекта

перейти на страницу