Мониторинг и оценка, исследования, проведение тренингов, разработка стратегий

imgАналитический отчет — 2.2.3. Доступ целевых групп к услугам — доступ к принятию решений.

Под доступом к принятию решений понимается во-первых, право и возможность на получение информации о готовящемся решении, а, во-вторых, право и возможность влиять наданный процесс. Процесс принятия властных решений — это процесс инициации, разработки, утверждения нового решения, устанавливающего, изменяющего или прекращающего какие-либо отношения. Говоря об иницииации решений, прежде всего, конечно, следует проанализировать процесс законодательной инициативы. Согласно ст.61 Конституции РК право законотательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Парламента, Правительству и Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе.

Пункт 3 указанной определяет направление законотворческой деятельности Парламента — 3. Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающиеся: (пп.7) образования, здравоохранения и социального обеспечения.

С татья 15 Конституционный закона Республики Казахстан от 16 октября 1995 года № 2529 «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» указывает, что (п.2): Право законодательной инициативы реализуется исключительно в Мажилисе и принадлежит: 1) Президенту Республики, который решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис оформляет специальным посланием; 1-1) депутатам Парламента, которые решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис оформляют соответствующим представлением; 2) Правительству Республики, которое решение о внесении проекта законодательного акта в Мажилис принимает путем издания соответствующего постановления Правительства.

В действующем законодательстве не так много нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие общественные отношения в сфере законотворческой деятельности. К сожалению, в рамках настоящего исследования не удалось найти ни одной нормы, обязывающей разрабатывать и принимать какие-либо нормативные правовые акты на основе предварительного анализа и учета мнения населения, т.е. потребителей услуг. Отсутствуют, в частности, нормы, обязывающие депутатов Парламента поддерживать связь с избирателями, проводить встречи, изучать мнение, потребности населения. То же самое касается законотворческой деятельности Президента и Правительства.

На нижестоящем уровне представительной власти — в маслихатах, ситуация немного иная. Согласно п.2 ст.21 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148-II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», депутат обязан: п.п.2) поддерживать постоянную связь с избирателями своего округа, не реже одного раза в год информировать их о работе маслихата, деятельности его постоянных комиссий и иных органов, исполнении решений маслихата, а также о ходе своей депутатской деятельности, участвовать в организации и контроле за исполнением решений маслихата; п.п.3) рассматривать поступившие к нему обращения избирателей, регулярно вести личный прием граждан.

Таким образом, на уровне районов, городов областного значения и областных центров, депутаты представительной ветви власти обязаны поддерживать связь с населением. Следовательно, у получателей социальных услуг существует возможность как минимум обратиться и в органы исполнительной власти, и в представительные органы с предложениями для влияния на решения, принимаемые в сфере оказания социальных услуг. Существуют также многочисленные межведомственные консультативно-совещательные органы — советы, утвержденные распоряжениями испольнительных органов власти, в компетенции которых рассматривать спицифичные вопросы, связанные с какой-либо определенной категорией получателей социальных услуг (инвалидов, несовершеннослетних, малообеспеченных и т.п.).

Кроме влияния на процесс законотворчества мы попытались в рамках данного исследования выявить, каково положение вещей в области влияния целевой группы на процесс принятия решений и учетом мнения целевой группы поставщиками социальных услуг. Одной из тенденций, которая наметилась в Казахстане за последние 2-3 года является системное изменение подходов при планировании деятельности госорганов, разработке и реализации бюджета, а также повсеместном внедрении таких понятий, как результативность, эффективность, их оценка. В ст.113 Бюджетного кодекса РК — Оценка результатов — содержится определение такой оценки:

1. Оценкой результатов является комплексная и объективная оценка влияния деятельности государственного органа на развитие экономики страны или региона, отдельно взятой отрасли (сферы) экономики, общества, анализ достижения показателей результатов деятельности государственного органа, в том числе оценка планирования и реализации стратегического плана и бюджетных программ.

Более того, что особенно интересно для нашего исследования, данная статья содержит следующие нормы: п.2. Оценка результатов должна включать в себя: 4) оценку соответствия достигнутых результатов интересам и потребностям получателей государственных услуг; 5) анализ причин недостижения стратегических целей и показателей результатов; 6) рекомендации по улучшению деятельности государственного органа, увеличению, сокращению объемов финансирования бюджетных программ либо их исключению из бюджета. И, наконец, нормы, которые появилась в Законе благодаря длительной и целенаправленной работе ряда казахстанских НПО — п.3: При проведении оценки результатов используется информация неправительственных организаций (общественных объединений) о качестве предоставления государственных услуг, полученной на основании опроса их получателей; п.4: Мониторинг и внешняя оценка эффективности выполнения государственного социального заказа осуществляются советами по сотрудничеству и взаимодействию с неправительственными организациями.

Практически все нормативные правовые акты, регулирующие определенную сферу общественных отношений, связанных с предоставлением социальных услуг, содержат нормы, предприсывающие уполномоченным органам вести учет получателей таких услуг и повышать качество обслуживания. Приведем лишь несколько примеров, т.к. формулировка таких норм практически идентична:

В ст.7 Закона «О социальной защите инвалидов» — Компетенция уполномоченного органа в области социальной защиты населения и его территориальных подразделений, в п.п.7 говорится о том, что данный орган формирует централизованный банк данных системы учета инвалидов, проводит мониторинг причин, структуры и состояния инвалидности.

В Приказе Министра труда и социальной защиты населения РК от от 1 декабря 2005 года № 306-п «Об утверждении Типовых правил социального обслуживания на дому детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, детей группы риска от 1,5 до 3 лет» в качестве функций субъектов надомного обслуживания указана, в том числе, п.7 п.п.1: выявление и учет детей, нуждающихся в специальных социальных услугах на дому.
В Типовых Правилах социального обслуживания на дому читаем (п.9) — Функции надомного обслуживания: 1) выявление и учет одиноких (одинокопроживающих) престарелых и инвалидов, нуждающихся в надомном обслуживании; 5) повышение качества и эффективности социального обслуживания; 6) совершенствование организации труда социальных работников и повышение его квалификации.

Один из наиболее часто используемых в данном исследовании Законов — Закон «О социальной защите инвалидов», содержит статью 10 — Компетенция органов местного государственного управления области (города республиканского значения, столицы) ,в которой закреплены следующие функции:

2. Местные исполнительные органы области (города республиканского значения, столицы):

1) разрабатывают и вносят на утверждение представительных органов области (города республиканского значения, столицы) региональную программу реабилитации инвалидов, включая поддержку специализированных организаций общественных объединений инвалидов;

2) создают государственные учреждения и предприятия, осуществляющие реабилитацию инвалидов;

3) способствуют созданию организаций, осуществляющих реабилитацию инвалидов;

4) организуют профессиональное обучение (переобучение) инвалидов в соответствии с настоящим Законом и индивидуальной программой реабилитации инвалида;

5) организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов по реабилитации инвалидов, в том числе специалистов языка жестов, специалистов по чтению и письму рельефно-точечным шрифтом Брайля;

6) организуют на соответствующей территории медицинскую, социальную, профессиональную реабилитацию в соответствии с настоящим Законом и индивидуальной программой реабилитации инвалида;

7) обеспечивают санаторно-курортное лечение инвалидов и детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

8) обеспечивают реализацию комплексных программ реабилитации инвалидов;

9) организуют обеспечение инвалидов техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами и (или) специальными средствами передвижения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

10) организуют совместно с уполномоченным органом в области физической культуры и спорта и общественными объединениями инвалидов проведение оздоровительных и спортивных мероприятий среди инвалидов;

11) организуют совместно с общественными объединениями инвалидов, уполномоченными территориальными органами культуры культурно-массовые и просветительские мероприятия;

12) координируют оказание благотворительной и социальной помощи инвалидам.

Как видно из приведенной статьи, местным органам власти отводится широкий круг полномочий, связанных с обеспечением достойной защиты и помощи такой категории получателей услуг, как инвалиды. Осуществление данных функций невозможно без эффективных механизмов обратной связи с получателями услуг, поэтому в приведенной статье есть упоминание о взаимодействии с общественными объединениями инвалидов. Более того, Закон «О социальной защите инвалидов» содержит отдельную главу — Глава 5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ ИНВАЛИДОВ. В ст.36 данной Главы говорится о том, что: Общественные объединения инвалидов принимают участие в работе координационного совета и в решении проблем, связанных с социальной защитой инвалидов; Центральные и местные исполнительные органы взаимодействуют с общественными объединениями инвалидов и их полномочными представителями при подготовке и принятии решений, затрагивающих интересы инвалидов; Общественные объединения инвалидов вправе участвовать в формировании государственной политики по социальной защите инвалидов путем: 1) внесения предложений в центральные и местные исполнительные органы по обеспечению защиты прав и законных интересов инвалидов, в том числе при разработке комплексных и региональных программ реабилитации инвалидов; 2) участия в оценке эффективности предоставления соответствующих видов социальных услуг; 3) внесения предложений в разрабатываемые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам социальной защиты инвалидов; 4) организации совместно с уполномоченным органом в области физической культуры и спорта или местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) республиканских спортивных мероприятий; 5) организации совместно с уполномоченными территориальными органами культуры просветительских и культурно-массовых мероприятий.

Следовательно, Закон предоставляет общественным объединениям инвалидов значительные права, реализация которых, в том числе, будет способствовать повышению качества обслуживания получателей социальных услуг.

В завершение можно привести еще один пример — Типовые правила социального обслуживания на дому детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, детей группы риска от 1,5 до 3 лет. В Правилах есть Раздел 5 — Определение индивидуальных потребностей детей в услугах на дому и разработка индивидуального плана, в п.16 читаем: Потребность детей в специальных социальных услугах ухода на дому (их видах и объемах), впервые взятых на учет районными (городскими) уполномоченными органами в области социальной защиты населения, устанавливается решением местного исполнительного органа на основании заключения социального работника по оценке и определению потребности в специальных социальных услугах.

Потребность детей в специальных социальных услугах ухода на дому, оказываемых за счет внебюджетных средств, их видах и объемах, определяется субъектом ухода на дому самостоятельно (на основании заключения консультанта по социальной работе). Пункт 19: Нужды детей и динамика их развития подлежат регулярному (не реже одного раза в квартал) рассмотрению специалистами.

img

Апрель 27, 2013

Проект: «Повышаем качество жизни, защищая свои права».

перейти на страницу