Мониторинг и оценка, исследования, проведение тренингов, разработка стратегий

imgАнализ экспертных интервью с руководителями неправительственных организаций.

В интервьюировании участвовали 8 руководителей НПО Павлодарской области:

1. Багненко Зинаида Дмитриевна, председатель ОО Реабилитационный центр «Самал», г.Павлодар конт тел. 8 7182 68-28-63

2. Идрисов Амангали Дюсекеевич, директор ОФ «Бейбiтшiлiк», с.Иртышск, конт. Тел.8 71832 2-23-51
3. Россинский Юрий Александрович, директор ОФ «Институт управления ресурсами», г.Павлодар, конт.тел. 8 7182 53-27-66

4. Николаева Наталья Викентьевна, исполнительный директор ОО для душевнобольных КД «Альрами», г.Павлодар, конт.тел. 8 7182 61-59-90

5. Могилюк Светлана Владимировна, председатель ОО «ЭКОМ», г.Павлодар, конт. Тел. 8 705 207 45 01

6. Деймунд Виктор Георгиевич, президент ОО «Организация Скаутского Движения Казахстана», г.Павлодар, конт.тел. 8 7182 32-85-23

7. Молчанов Сергей Николаевич, директор ОФ «Врачи против наркотиков», г.Павлодар, 8 7015288377

8. Аскарова Лязат Кежетаевна, председатель ОО «Центр партнерства», г.Павлодар, конт.тел. 8(718-2)32-64-80

Все респонденты тем или иным образом участвовали или делали попытку участвовать в реализации государственного социального заказа (ГСЗ) за последние 3-4 года. 4 респондентов участвовали в реализации госсоцзаказа в 2012 году.

Итоги интервью с руководителем ОО «Самал».

НПО ведет активную деятельность, направленную на реабилитацию детей с ограниченными возможностями, в основном с диагнозом ДЦП, с 1995 года. Начиная с 2005 года активно участвуют в реализации государственного социального заказа через различных ведомственные структуры — отделы образования, здравоохранения, внутренней политики, управления координации занятости и социальных программ области. Имеют большой положительный опыт в ГСЗ на разных этапах: в формировании лотов, участие в конкурсе, реализации проектов. Отмечают некоторые изменения, которые происходили с 2005 г. по сегодняшний день истории ГСЗ в области. Например, на первоначальном этапе государственные структуры регулярно запрашивали лоты и с большей долей вероятности вносили эти лоты в конкурсы. Сейчас отсутствие практика участия НПО в формировании лотов. На вопрос, насколько удобна и проста процедура участия в конкурсах, руководитель ответил, что уже все понятно для опытных НПО, для новых НПО эта процедура сложна и запутана. Отмечено, что требования, предъявляемые к НПО, достаточно жестки и сложны — нотариальное свидетельствование документации обходится в серьезную сумму при участии в нескольких лотах даже в одном госсоргане; обеспечение банковской гарантии. Много вопросов вызывают критерии оценки проектов, считает, что их, как таковых нет. Были озвучены проблемы при реализации проектов — конкурсы проводятся с февраля по апрель (на усмотрение госоргана), НПО остается без ресурсов для систематического оказания услуг своим подопечным, которые не могут ждать окончания конкурса. Поэтому НПО часто оказывается в кредитах и долгах. Был удачный опыт, когда госорган пролонгировал проект по его окончанию без очередного конкурса. Считает, что идея выделения заказа на долгосрочный период в 3-5 лет имеет место быть и значительно облегчит деятельность таких НПО, как «Самал». Еще одной проблемой для организации руководитель считает отсутствие тематических лотов, которые не удается пролоббировать в госсоцзаказ, так как отсутствуют закрепленные на законодательном уровне механизмы участия НПО в формировании лотов. На вопрос о проведении внешнего мониторнга проектов, реализующихся в рамках ГСЗ, руководитель отметил, что основные формы оценки — это промежуточные и финальные программные и финансовые отчеты. Другого мониторинга и оценки не было. Все показатели задаются в конкурсной документации и представляют собой сумму социальной услуги, затрачиваемую на одного человека за год, например, 30 000 тенге на одного ребенка за год. В эту сумму входит все — и закуп материала и др. для оказания услуги, сама услуга, заработная плата персонала и т.д. Других показателей нет. Руководитель считает, что в реализации ГСЗ обязательно нужен общественный мониторинг и оценка проектной деятельности НПО.

В качестве предложений руководитель озвучил следующие моменты:

1. Делать сводный, комплексный анализ информации по реализации госсоцзаказа всеми уполномоченными органами в регионе в начале года. Эти полномочия передать Управлению внутренней политики области или Гражданского Альянсу.

2. Ввести в обязательную практику сбора предложений от НПО для формирования лотов.

3. Разрешить финансирование на приобретение оборудования, в частности, для таких НПО, где нужна медицинская реабилитация, пусть небольшой процент от суммы.

Итоги интервью с руководителем ОФ «Бейбiтшiлiк», сельская территория.

Организация зарегистрирована в 2009 году в с.Иртышск, деятельность направлена на обслуживание инвалидов с психоневрологическими отклонениями в условиях полустационара. С 2011 года регулярно участвует в конкурсах по размещению ГСЗ по предоставлению специальных социальных услуг в условиях полустационара и условиях ухода на дому через Управление координации занятости социальных программ области. Отмечает, что был получен положительный опыт в реализации государственного социального заказа — НПО стала более профессионально оказывать социальные услуги, научалась выстраивать партнерские отношения с госструктурами, сегодня является активно действующей и востребованной на сельской территории. В формировании лотов не участвовали. По поводу участия в конкурсе также отмечает, что конкурсная документация сложна иногда для понимания, создает нервозную обстановку, указывает, что это возможно из-за недостатка опыта. Контроль за выполнением проектной деятельности осуществляется Заказчиками услуг — управлением и отделом — в виде отчетности. Считает, что необходимо проводить и общественный мониторинг реализации ГСЗ. Среди основных проблем также отмечает отсутствие финансирования в «перерывах» между конкурсами, которое достигло за три года участия в ГСЗ 9 месяцев. Это плохо сказывается, как на целевой группе, которая достаточно специфична, а также на персонале, который из-за вынуждено безденежья устраивается на другое место работы. Также обозначает, как проблему, невозможность закладывать финансирование, в частности, на транспортные услуги.

В качестве предложений руководитель озвучил:

1. Увеличить срок реализации договоров в рамках ГСЗ от 3до 5 лет.

2. Расширить перечень лотов для их целевой группы, в частности, по трудоустройству людей со специфическими особенностями.

Итоги интервью с руководителем ОФ «Институт управления ресурсами».

Фонд начал свою деятельность с 2008 года. В 2011-2012 гг. участвовал в конкурсах по реализации ГСЗ через управление образования области. Проект были направлены на предотвращение суицидов среди детей и молодежи. Руководителя в целом устраивает процедура участия в конкурсе, особых проблем нет. Достаточно осторожно высказался о проведении общественного мониторинга и оценки, с сформулировав ответ «скорее, да, нужен». Со слов руководителя, весь контроль осуществлялся со стороны управления образования в рамках отчетности по проекту. Была озвучена одна проблема, связанная с тем, что основным критерием оценки проекта является наименьшая цена, а не качество предлагаемых услуг.

Руководитель считает, что госсорганы должны обеспечить доступ к оценке качества оказываемых НПО услуг и компетентности специалистов.

Итоги интервью с руководителем ОО для душевнобольных КД «Альрами».

Организация зарегистрирована в 2001 году, основной вид деятельности — социальная реабилитация лиц с ментальными нарушениями здоровья. С 2011 года по настоящий момент являются участниками реализации ГСЗ через управление координации занятости социальных программ области, управление внутренней политики области. Не участвовали в формировании лотов — не предоставлялось возможным. Опыт участия только положительный, руководитель считает, что процедуры удобны, или просто к ним уже привыкли. Внешнего мониторинга, кроме ОФ «Десента» в этом году, не было, но общественный мониторинг необходим. Среди проблем озвучены вопрос полномочий, кто должен информировать население об оказываемых услугах; недостаток практик и процедур направления населения в НПО для оказания услуги; задержки с расчетом НПО за оказанные услуги.

Предложения были озвучены следующие:

1. Проводить широкую информационную кампанию по оповещению населения, в частности, потенциальных получателей услуг о содержании госсоцзаказа — какие НПО и какие услуги будут оказывать, адреса, истории НПО-поставщиков и т.д.

2. Проводить информационный семинар с участием ведомственных организаций МСЭК, отдела по работе с инвалидами др. по официальным процедурам участия населения в ГСЗ.

Итоги интервью с руководителем ОО «ЭКОМ»

Организация занимается решением экологических проблем с 2001 года. За данный период времени участвовали в формировании лотов на уровне МООС РК и Управления природоохранных программ области; в исполнении ГСЗ по линии Управления туризма, физической культуры и спорта области; а также в проведении мониторинга ГСЗ. Опыт был получен преимущественно отрицательный и возникает много претензий к процедурам, которые строятся на обычной ценовой конкуренции, без учета квалификации исполнителей. Что, безусловно, влияет на качество услуг. Поэтому говорить на сегодняшний день о качестве реализации ГСЗ не приходится. В рамках проведения мониторинга других социальных проектов, как отмечает руководитель НПО, был зафиксирован ряд моментов, связанных с тем, что некоторые поставщики услуг не достаточно квалифицированно и качественно организуют выполнение проектов, некоторые НПО-поставщики вообще уклоняются от участия в мониторинге и оценке. Также, респондент считает, что общественный мониторинг необходим, так как это позволит сделать выполнение ГСЗ более эффективным. Вместе с тем, руководитель отмечает ряд проблем, с которыми сталкивался при участии в ГСЗ. К ним относится поздние сроки проведения конкурсов, которые затягивались на 4-5 месяцев; 100% оплата за фактически оказанные услуги после финансовых отчетов — все это влияет на качество реализации проектов.

К предложениям можно отнести следующие моменты:

1. Сделать процедуры конкурсов более прозрачными, для чего включать в состав конкурсных комиссий представителей НПО.

2. Публиковать отчеты о выполнении проектов на сайтах администраторов ГСЗ, а также НПО.

Итоги интервью с руководителем ОО «Организация Скаутского Движения Казахстана»

НПО осуществляет деятельность практически на всей территории Казахстана с 1992 года с целью всестороннего развития молодых людей. Имеют опыт участия в конкурсах Управления внутренней политики, Министерства образования и науки РК, Министерства культуры и информации РК. По словам руководителя, процедура участия не проста и не удобна: НПО вынуждены заверять нотариально большое количество документации, что требует серьезных сумм, если НПО участвует в нескольких лотах; кроме того, респондент не понимает, зачем каждый год нужны нотариальные документы — их можно сдать один раз, а потом обходиться ксерокопиями; требования к заполнению конкурсной заявки являются завышенными и необоснованными. При участии в реализации ГСЗ ОСДК сталкивалась с рядом проблем, наиболее существенной является вопрос выплаты траншами, когда расчет за оказанные услуги осуществляется после их выполнения. Руководитель считает, что выплаты должны производится траншами до оказания услуг согласно календарному плану. Как и все предыдущие респонденты, руководитель НПО говорит о том, что недостаточно вести контроль за реализацией ГСЗ только со стороны Заказчика и только в виде отчетности, необходим общественный мониторинг, который будет стимулировать Исполнителей и Заказчиком на более ответственный подход к ГСЗ.

В качестве рекомендаций респондент предлагает:

1. НПО должны лоббировать своей участие на всех этапах реализации ГСЗ — формирование лотов, работа экспертного жюри, конкурсы, проведение мониторинга и оценки деятельности по ГСЗ

Итоги интервью с руководителем ОФ «Врачи против наркотиков»

Организация официально зарегистрирована в 2000 году, сферой деятельности является профилактика наркомании. Пытался участвовать в конкурсах социальных проектов в 2011 г., но по причине якобы не правильно прошитой заявки проект организации не был допущен к конкурсу. Также пытался участвовать методом электронных закупок, но опыт также получился отрицательным. Руководитель не видит для своей организации перспектив участия в ГСЗ. Считает, что в ГСЗ процветает коррупция, взяточничество, все проекты с крупными суммами заранее распределены между квази-НПО и «лояльными» к власти НПО. Считает, что нужно наводить порядок в сфере ГСЗ через общественный мониторинг.

Основные предложения:

1. Упростить процедуры участия НПО в конкурсе

2. Все механизмы реализации ГСЗ должны быть прозрачными и понятными для населения

3. В работе конкурсного жюри обязательны должны участвовать эксперты из НПО, которые официально утверждены и деятельность их легитимна (по принципу Совет присяжных)

4. Публиковать все отчеты, всю информацию по ГСЗ на всех доступных сайтах.

Итоги интервью с руководителем ПОФ «Центр партнерства»

Организация работает в сфере реализации гендерной политики с 2001 года. Ежегодно участвует в конкурсах ГСЗ через управление внутренней политики области. Опыт в основном получен положительный, но считает, что условия реализации проектов нужно корректировать. Организация проходила внешний мониторинг в 2011 году и получила хорошие отзывы. Основными проблемами при реализации проектов были названы опять же условия финансирования, когда оплата шла после оказания услуг — Нпо не всегда имеет финансовый резерв в достаточной сумме для проведения проектных мероприятий по ГСЗ.

Предложения и рекомендации от руководителя:

1. процедуры нужно упрощать.

2. ограничить сроки проведения конкурса максимум до 2 месяцев (завершить в феврале).

3. контролировать демпинг цен, так как желание выиграть проект иногда подталкивает НПО на максимальное снижение сумму проекта, что влияет в последующем на его качество.

Выводы интервьюирования руководителей НПО

1. Все из опрошенных НПО понимают важность участия в реализации ГСЗ и стремятся быть активными его участниками.

2. К сожалению, основная форма участия в ГСЗ ограничена только непосредственно конкурсами — по разным причинам НПО не участвуют в формировании лотов, в мониторинге проектов, в конкурсном жюри др.

3. Практически все НПО считают, что механизмы и процедуры участия в ГСЗ сложны, требования к заявкам завышены и требуют изменений и корректировок.

4. Опрошенные респонденты считают внедрение систем общественного мониторинга и оценки значимым и важным элементом реализации ГСЗ, который будет влиять на качество предоставляемых услуг, повышение профессионализма НПО — поставщиков услуг

5. В качестве предложений НПО выдвигают такие инициативы:
— вовлекать НПО в процедуры формирования лотов, в составы экспертных жюри;
— каждый проект в рамках ГСЗ должен подвергаться общественному мониторингу и оценке;
— ограничить и утвердить сроки проведения конкурсов — крайний срок — конец февраля;
— упросить механизмы реализации ГСЗ — минимальный пакет документов-копий, контролировать демпинг цен, расширить перечень разрешенных статей бюджета, увеличить сроки заключения договоров до 3-5 лет; установить правила по выплате траншей и др.;
— делать сводный, комплексный анализ информации по реализации госсоцзаказа всеми уполномоченными органами в регионе в начале года.
Эти полномочия передать Управлению внутренней политики области или Гражданского Альянсу;
— публиковать все отчеты, всю информацию по ГСЗ на всех доступных сайтах.

img

Май 20, 2012