С августа 2009 года стартовал новый 3-х годичный проект ОФ «Десента» «Повышаем качество жизни, защищая свои права».
Проект осуществляется при поддержке Европейского Союза в рамках Европейской инициативы в области демократии и прав человека в партнерстве с Гражданским Альянсом Павлодарской области и Социально-Корпоративным Фондом «Зубр» (г. Усть-Каменогорск).
Проблемы, на разрешение которых направлен Проект:
Реализация проекта позволит повлиять на:
Описание деятельности в рамках проекта:
Задача 1: Совершенствование законодательно-нормативной базы, регулирующей сферу социальных услуг, финансирования и механизмов обеспечения доступа населения к социальным услугам
Для реализации этой задачи будут использоваться следующие виды деятельности:
— анализ существующей нормативно-правовой базы. Для этой деятельности будут привлечены эксперты правозащитных НПО, будут использованы данные имеющихся социологических исследований и опыт НПО и гос органов, оказывающих социальные услуги. В результате анализа будут выявлены сильные стороны, пробелы несоответствия в существующем законодательстве.
— обобщение опыта и рекомендаций правозащитных организаций и организаций, работающих в социальной сфере. Для этого будут проводиться встречи и экспертные интервью. Кроме того будут использованы уже имеющееся на данный момент материалы, публикации, описывающее и обобщающие подобный опыт в других регионах Казахстана.
— исследование инструментов и методов информирования заинтересованных сторон о процессе разработки и изменения законодательной базы, а также методов информирования целевой группы о содержании и условиях получения социальных услуг . Для этой деятельности будут посылаться запросы в органы представительной и исполнительной власти, будут проводиться встречи и экспертные интервью. исследование инструментов и методов информирования.
— консолидация усилий гражданского общества по лоббированию изменений в законодательно-нормативной базе в сфере социальных услуг. На сегодняшний день, организации, работающие в социальной сфере не умеют консолидировать свои усилия, кроме того наблюдается тенденция к росту конкуренции в этой сфере. Но без объединения усилий невозможно добиться кардинальных изменений условий деятельности в этой сфере. Путем встреч, обсуждений (Круглые Столы, Форумы, публикации, обучающие программы, выработка рекомендаций, обмен опытом) в результате проекта будет достигнут новый уровень понимания представителями гражданского общества преимущества общих интересов и необходимости их лоббирования.
Задача 2: Повышение уровня правовой грамотности получателей социальных услуг, НПО, работников частных и государственных структур, предоставляющих услуги в социальной сфере
— разработка и организация обучающих программ по законотворческому процессу, нормативно-правовой базе, механизмам обеспечения доступа и финансирования сферы социальных услуг. Правовая неграмотность является общей проблемой НПО, гос органов, предоставляющих услуги в социальной сфере. Еще большей проблемой является правовая неграмотность самих получателей этих услуг. Без этих знаний невозможно оказать качественную услугу в полном объеме и улучшать ситуацию. К разработке и реализации обучающей программы будут привлечены эксперты, имеющие опыт предоставления социальных услуг, а также эксперты-юристы.
— осуществление мониторинга обращений граждан по вопросам доступа к социальным услугам, оказание первичной правовой помощи по реализации права доступа к социальным услугам через общественные приемные, горячие линии, специально созданный блог, бюллетень и электронную рассылку в трех регионах. Эта деятельность позволит системно накапливать по ходу проекта аналитический материал, необходимый для изучения ситуации, выработки рекомендаций. Кроме того, это позволит мобильно реагировать на возникающие конкретные ситуации и отслеживать реакцию заинтересованных сторон. Эта деятельность позволит влиять на уровень правовой грамотности и способность в дальнейшем самостоятельно защищать свои права.
Задача 3: Улучшение качества социальных услуг в Павлодарской и Восточно-Казахстанской областях
Для реализации этой задачи будут использоваться следующие виды деятельности:
— исследование рынка социальных услуг в Павлодарской, Восточно-Казахстанской областях. Данное исследование необходимо для того чтобы раскрыть вопросы спроса и предложения в данной сфере: какие ведомства социальной сферы имеют реальные потребности и возможности проведения конкурсов на государственный социальный заказ, какие НПО могут участвовать в этих конкурсах и смогут ли они обеспечить требуемый уровень качества данных услуг. Для этого вида деятельности будут привлечен социолог, разработаны инструменты сбора и обработки информации. Также будут привлечены люди для проведения полевых опросов. В исследовании будут использоваться такие методы, как анкетирование, фокус-группы, экспертные интервью. Все партнеры проекта будут принимать активное участие в проведении данного исследования.
Для осуществления этой деятельности будет разработана единая методическая база, индикаторы и ключевые показатели, инструменты сбора и анализа данных. В рамках исследования будут проводиться встречи, анкетирование, фокус группы и экспертные интервью. Кроме того будут использованы уже имеющееся на данный момент материалы, публикации, описывающее и обобщающие подобный опыт в других регионах Казахстана. К этой деятельности будут привлечены эксперты, занимающиеся стандартами гос услуг при профильных Департаментах, представители НПО, оказывающих услуги в социальной сфере и получатели услуг. Также результатом проекта будет издание руководства по оценке качества услуг в социальной сфере тиражом 500 экземпляров
— проведение мониторинга и оценки качества оказания стандартизированных услуг государственными органами. Для осуществления этой деятельности будет разработана единая методическая база, индикаторы и ключевые показатели, инструменты сбора и анализа данных. В рамках исследования будут проводиться встречи, анкетирование, фокус группы и экспертные интервью. В результате данного мониторинга будут выработаны рекомендации для улучшения стандартов государственных услуг для Департаментов, оказывающих услуги в социальной сфере.
Май 26, 2013